Леонид, ты не прав


16 мая должно начаться перенесенное с 27 апреля оглашение приговора по делу Михаила Ходорковского, Платона Лебедева и Андрея Крайнова. Вчера Ходорковский ответил на последние инициативы своего давнего друга и партнера Леонида Невзлина, проживающего в настоящее время в Израиле, в том числе предложение продать “ЮКОС” в обмен на освобождение Ходорковского.

“Комментируя недавние публичные выступления Леонида Невзлина, я хотел бы заявить, что в свободном обществе каждый имеет право на выражение своих взглядов, поэтому комментировать мнение моего друга и бывшего партнера по бизнесу по поводу меня не буду, хотя и не скрываю, что удивлен”, – процитировал “Ведомостям” заявление Ходорковского его адвокат Антон Дрель. Ходорковский отмечает, что не хочет “становиться поводом для конфронтации в обществе”, и просит “друзей и недругов российских и зарубежных” не превращать его “в знамя политических и околополитических проектов, с содержанием которых я не согласен”.

Невзлин на просьбу прокомментировать реакцию Ходорковского усомнился в том, что тот адресует критику именно в его адрес. “Тексты, которые выходят как комментарии Ходорковского, с определенной долей вероятности ими являются. Но я не исключаю, что в связи со специфическими условиями его нахождения это не его комментарии и не его мысли”, – заявил Невзлин “Ведомостям”. Он считает, что “в связи с трудностями перевода” ему “часто приходится отвечать на вопросы журналистов или комментировать не мысли, а куски мыслей”, вырванные из контекста.

Предложение продать принадлежащие Group Menatep более 60% акций “ЮКОСа” “по низкой цене” в обмен на прекращение уголовного преследования его самого, Ходорковского и топ-менеджеров “ЮКОСа” Невзлин сделал 3 мая. Он отметил, что возможность сделки видит при условии, “если кто-нибудь из президентской администрации от имени [Владимира] Путина предложит нам сделку по освобождению моих партнеров, которые сейчас находятся в тюрьме”. Другое, получившее широкий резонанс заявление Невзлина – обещание добиваться судебного разбирательства в отношении руководителя администрации президента Дмитрия Медведева и министра финансов Алексея Кудрина. Их, а также заместителей Медведева Игоря Сечина и Владислава Суркова Невзлин в беседе с “Ведомостями” 17 апреля объявил виновниками в развале “ЮКОСа”. Однако он отметил, что исков Сечину и Суркову он предъявлять не будет, “потому что против них нет документов”. Много раз Невзлин критиковал Путина, высказывал симпатии лидерам оппозиции.

Ходорковский уже не первый раз одергивает Невзлина. В своей статье “Кризис либерализма в России”, вышедшей в “Ведомостях” 29 марта 2004 г., он негативно прокомментировал финансирование Невзлиным президентской кампании Ирины Хакамады. Ходорковский писал, что “увидел в этой кампании тревожные очертания неправды”. Критике подверглись и результаты кампании Хакамады. Собранные ею 3,84% голосов Ходорковский объяснил “заинтересованностью Кремля в явке избирателей”.

2 апреля 2004 г. в “Известиях” было опубликовано интервью Невзлина, анонсированное как последнее на “ближайшие 3–4 года”. Невзлин отметил, что воспринял статью Ходорковского как “длительно подготавливаемое Михаилом выражение своих мыслей” и объявил, что прекращает публичную активность.

В декабре прошлого года к Невзлину от Ходорковского перешли права на 59,5% Group Menatep, которой принадлежит контрольный пакет “ЮКОСа” (к тому времени у компании уже была изъята ее главная добывающая “дочка” – “Юганскнефтегаз”). Факт передачи Ходорковский подтвердил через своего адвоката, отметив, что он “избавлен от ответственности за оставшийся бизнес и деньги группы” и намерен “сосредоточиться на общественной деятельности по построению гражданского общества в России”. Вскоре после этого Невзлин возобновил публичную активность. 2 февраля он вместе с другими бывшими партнерами Ходорковского – Владимиром Дубовым и Михаилом Брудно, также проживающими в Израиле, заявил о готовности отдать свои доли в “ЮКОСе” за освобождение Ходорковского и Лебедева. Но 17 февраля Ходорковский через доверенное лицо – Ирину Ясину передал свое несогласие с такой сделкой.

У Ходорковского и Невзлина разные задачи, считает Алексей Макаркин из Центра политических технологий. “Ходорковскому сейчас важно исправить свой имидж, показать, что он не миллиардер и не олигарх, не усугублять свое положение накануне вынесения приговора, – рассуждает Макаркин. – А линия Невзлина – олигархически-оппозиционная”. По мнению эксперта, “под словами “политические проекты” Ходорковский имеет в виду финансирование оппозиции, с которой уже ассоциируется Невзлин.

А президент фонда “Индем” Георгий Сатаров допускает, что Невзлин и Ходорковский действуют заодно и предполагает связь “между очередным предложением о выкупе от Невзлина и последовавшим на следующий день ответом Ходорковского”. “Если бы у Ходорковского не было бы такого шикарного отрицательного мнения, такое заявление [Невзлина] не последовало”, – рассуждает Сатаров. Он уверен, что “такие серьезные заявления [о готовности продать акции] не делаются без серьезных консультаций”.