СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО: Не надо ждать еще 100 лет


К этим компаниям с трудом приходит понимание того, что они не могут и дальше игнорировать свое окружение и должны восстанавливать проекты социального партнерства. Среди немногих исключений можно назвать предприятия добывающей промышленности, такие как “Норильский никель”, “СУАЛ”, а также финансовые группы, например “УралСиб” и “Альфа”, которые включили решение социальных вопросов в список самых важных проблем для руководства и могут продемонстрировать впечатляющую корпоративную социальную политику. Лидеры рынка первыми осознают, что забота об обществе приносит пользу бизнесу и не является некоей приукрашенной взяткой правительству. Тем самым постепенно устанавливается новый баланс между социальной справедливостью и экономической эффективностью.

Как и во всем мире, российский бизнес должен интересоваться тем, как социальные проблемы могут на нем отразиться. Социальные проблемы в России такие же тяжелые, как и в любой другой стране с переходной экономикой: угроза безработицы, радикальные реструктуризации компаний, риски миграции рабочей силы как географически, так и между различными секторами промышленности.

Этого уже вполне достаточно для того, чтобы напрячь ресурсы любого правительства. Дополнительные демографические и социальные издержки, связанные с хроническими болезнями, вызванными плохим питанием, алкоголизмом и курением, а также с распространением СПИДа, гепатита и туберкулеза, резко увеличились. Недостаточно проработанное законодательство и его правоприменение, низкая квалификация рабочей силы, слабые профсоюзы и недостаточное следование законам по охране труда и здравоохранению означают, что права работников очень часто игнорируются.

Общество с такими “болезнями” принципиально непривлекательно для иностранных инвесторов. Если исключить инвестиции в добывающую промышленность, вызванные желанием освоить немногие имеющиеся в мире источники сырья, то кто будет инвестировать в страну, в которой больная и деморализованная рабочая сила стремительно деградирует?

Тем не менее российский бизнес не занимается этой проблемой. Социальная ответственность остается модным увлечением, но, как часто это бывает в России, разговоров вокруг этой темы больше, чем действий. Существует несколько радикально противоположных мнений о том, что должно включать в себя понятие корпоративной социальной ответственности.

Одна крайность, которую мы наблюдаем, – огромная щедрость филантропов: как правило, отдельных физических лиц, возрождающих великую традицию меценатства. Но действительно ли трата денег на то, чтобы преподнести в подарок родине яйцо работы Фаберже, поможет решить какие-либо социальные проблемы, стоящие перед Россией?

Другая крайность проявляется в заявлениях некоторых представителей власти о том, что уплата налогов и соблюдение законодательства является главным видом социальной ответственности. В стране, где уход от налогов и нарушение законодательства является обыденной практикой, это действительно важно. Но в своем худшем проявлении призывы принять активное участие в поддержке общества и правительства могут выглядеть политикой давления властей на бизнес. Не случайно, видимо, тема социальной ответственности бизнеса была поднята примерно в то же время, когда появилось и дело “ЮКОСа”.

Большинство предприятий, сохранившихся с советских времен, унаследовали огромную социальную инфраструктуру – жилые дома, футбольные стадионы, детские сады, далеко опередив западные компании по уровню своей корпоративной социальной ответственности. Поэтому многие были вынуждены повернуться спиной к социальным проблемам.

Крупные западные компании также могут помочь, поделившись своими методиками и ноу-хау социальных программ, которые способны поддержать и прибыльность, и репутацию компании. Эти технологии могут быть доступны для российских компаний и через негосударственные организации, например IBLF, и через совместные проекты, и через настойчивость акционеров. Крупные иностранные инвесторы могут также влиять на своих российских поставщиков, требуя от них соблюдения международных стандартов.

Западный бизнес мог бы быть более смелым, участвуя в решении проблем коррупции в России. Альянс российских и западных ведущих компаний в фармацевтической отрасли, например, мог бы начать борьбу с коррупцией в цепочке поставщиков, отказываясь от взяточничества в ежедневной деловой практике.

Однако и правительству следует своими действиями подавать пример ответственной политики, начав с правоприменения, с признания того, что оно должно создавать благоприятный климат для инвестиций, внутренних и зарубежных. Настало время для бизнеса и правительства достигнуть взаимного “сердечного согласия”. Послание президента Владимира Путина дает надежду, что такое согласие возможно.

Наивно? Может быть. Но без усилий, основанных на ответственности политических и деловых лидеров общества, ничего не произойдет. Упование на то, что общество изменится само собой, означает, что бизнес в России будет ждать еще по крайней мере 100 лет, пока иностранные инвесторы станут считать эту страну хорошим местом для инвестиций.