Докатились


Вчера S&P снизило рейтинг General Motors и ее финансового подразделения General Motors Acceptance Corp. (GMAC) на два пункта с последнего инвестиционного уровня BBB- до BB. Рейтинг Ford Motor и Ford Motor Credit снижен на один пункт с BBB- до ВВ+. Прогноз рейтинга у обеих компаний негативный. Под понижение попадают долги GM (облигации и кредиты) на $291,8 млрд и Ford на $161,3 млрд. Два других агентства, Moody’s и Fitch, пока держат рейтинги компаний на инвестиционной ступени.

S&P нанесло удар по рынку. Акции GM рухнули на 5%, Ford – на 6%. Цены их облигаций потеряли 4 и 5-8 пункгтов соответственно. Индекс Dow Jones, который рос в начале торгов, к середине дня откатился на 0,6%.

Фраза “снижение рейтинга с инвестиционного уровня отражает наше мнение о том, что проводимая менеджментом стратегия неэффективна с точки зрения устранения конкурентных недостатков компании” почти идентична в объяснениях S&P по обеим компаниям. У Ford устарела линейка моделей внедорожников, которую заменят новыми моделями с конца 2006 г. по 2007 г. – в то же время, когда это будет делать GM, говорит Скотт Спринзен, кредитный аналитик S&P. В это же время новые модели введет Toyota Motor, которая сильно теснит американцев на их же рынке. У GM проблем больше: на компании тяжким грузом висят социальные расходы на сотрудников, в том числе и бывших. Только в этом году компании придется потратить $5,6 млрд на медицинские страховки. В 2004 г. GM отозвала в Северной Америке 10,5 млн автомобилей против 5,7 млн в 2002 г. В I квартале этого года GM понесла убыток в $1,1 млрд – самый большой за последние 10 лет.

Институциональным инвесторам придется продать облигации GM и Ford, так как они не могут держать бумаги компаний со статусом ниже инвестиционного, объясняет “Ведомостям” брокер одного из крупнейших мировых инвестбанков. Пенсионные и паевые фонды – одни из самых крупных держателей бондов этих компаний. Он отмечает, что еще перед объявлением S&P котировки контрактов “кредит-дефолт” для GM указывали на возможность дефолта через три года. По словам Брэда Пачеко, представителя крупнейшего государственного пенсионного фонда США CALPERS, менеджеры фонда предвидели понижение рейтинга GM и за прошедшие недели распродали значительную часть облигаций компании. Но менеджеры, если сочтут нужным, могут решить еще и прикупить облигаций GM после падения, добавил он.

Переход облигаций GM и Ford в спекулятивную категорию повлияет на российские бонды. Причем влияние на суверенные облигации может быть положительным, а на корпоративные – отрицательным. Многие российские корпоративные бонды входят в индексы спекулятивных облигаций Merrill Lynch High Yield. Если рейтинги GM и Ford до спекулятивного уровня понизит еще одно агентство, их облигации, отмечают аналитики инвестбанка “Траст”, автоматически войдут в эти индексы, причем с наибольшим весом, а вес российских евробондов уменьшится. Международным инвесторам, ориентирующимся на индексы Merrill Lynch, придется пересматривать портфели, что грозит волной продаж корпоративных евробондов.

Облигации GM и Ford выпадут из индексов инвестиционных облигаций Lehman Brothers (в бумаги, входящие в эти индексы, вложено порядка $1,5–2 трлн). Больше евробондов, чем у России, имеющей суверенные еврооблигации на $30 млрд, лишь у 11 эмитентов, входящих в индексы. Это сильно увеличит долю бумаг России; правда, она еще не включена в индексы – для этого она должна зарегистрировать еврооблигации в Комиссии по ценным бумагам и биржам США.

В российском представительстве GM и на “АвтоВАЗе” не опасаются, что трудности “большого” General Motors отрицательно повлияют на его деятельность в России. “Деятельность концерна в России контролирует GM Europe, дела которой идут в гору, – успокаивает директор по маркетингу и PR GM CIS Павел Видал. – У нас есть деньги, программа по развитию в Европе, которая не поменяется”. “Ни один проект новых СП между “АвтоВАЗом” и GM не предусматривает денежного вклада со стороны американской компании”, – говорит источник, близкий к “АвтоВАЗу”. У Ford комментарий получить не удалось.