Президент силовиков и олигархов


“Интересы каких слоев населения выражает Владимир Путин?” – такой вопрос социологи “Левада-центра” (до 2004 г. команда Левады работала во ВЦИОМ) задают россиянам с 2000 г. На 1-м месте все эти годы стоят “силовики, руководители спецслужб, армии, МВД” (39% в сентябре 2000 г., 38% в апреле 2005 г.). 2-е место в рейтинге президентского внимания россияне до сих пор отдавали среднему классу (19% в 2000 г., 23% в сентябре 2004 г.).

Но в этом году на 2-е место вышла верхушка предпринимательского сословия. По мнению 26% опрошенных, Путин выражает интересы “олигархов, банкиров, крупных предпринимателей”, а еще 20% объявили, что президент действует в интересах “директорского корпуса”. 23% граждан считают, что Путин работает на “госчиновников и бюрократию” – этот показатель резко вырос в прошлом году (с 17% до 22%). Средний класс с 22% скатился на 4-е место.

Объяснить эти сдвиги трудно, говорит замгендиректора “Левада-центра” Алексей Гражданкин. По его мнению, разгадку стоит искать борьбе вокруг наследства “ЮКОСа” и “назревающих играх в области передела крупной собственности”. “Видимо, это дошло до общественного сознания, – предполагает социолог. – Руководителей крупных госкомпаний население записывает в олигархи, и возникает подозрение, что Путин перераспределяет ресурсы в интересах крупных предпринимателей”.

Монетизация льгот, в которой многие эксперты видели серьезную угрозу президентскому рейтингу доверия, на восприятии путинского курса, похоже, не сказалась. Число россиян, которые думают, что Путин действует в интересах “простых людей”, почти не меняется (19% в 2000 г. и 22% в 2005 г.), констатирует Гражданкин.

Образ Путина как “доброго царя” начинает блекнуть, констатирует Александр Музафаров, ведущий аналитик социологической компании “Башкирова и партнеры”. С началом социальных реформ, затронувших десятки миллионов граждан, Путина идеализируют все меньше, говорит он. Правда, считать эту тенденцию необратимой, по его словам, пока нельзя.

В Кремле связывают ропот народа с “либерализацией экономического курса”. “Возможно, попытки оздоровления экономической среды трактуются населением как поддержка олигархов, – рассуждает сотрудник администрации президента. – Но это естественные издержки”.

А сами бизнесмены особой президентской заботы не ощущают. Александр Шохин, председатель Координационного совета предпринимательских союзов, полагает, что на общественное мнение повлияли мартовская встреча Путина с капиталистами и деятельность правительства, демонстрирующего готовность “идти навстречу бизнесу по поводу налоговой реформы и защищать интересы собственников”. Средства массовой информации, по мнению Шохина, создали у граждан впечатление, что президент развернулся в сторону крупного капитала. “Но пока мы наблюдаем психологический эффект, а не реальные шаги навстречу бизнесу”, – говорит он.

Совладелец поволжского сотового оператора СМАРТС Геннадий Кирюшин тоже не почувствовал особой путинской заботы. Например, в интересах бизнесменов можно было бы истолковать обещанное Путиным сокращение сроков исковой давности по приватизационным сделкам с 10 до трех лет, рассуждает он. “Но основным приватизационным сделкам уже и так больше 10 лет, – говорит Кирюшин. – Так что было бы хорошо, если бы просто не мешали”. “Власти ужесточают давление на бизнес”, – разочарован гендиректор инвесткомпании LV Finance Леонид Маевский, который недавно стал фигурантом уголовного дела, возникшего вследствие войны акционеров “МегаФона”. А то, что народ записывает Путина в защитники олигархов, Маевский считает неизбежной реакцией на монетизацию льгот.