Распродажа менеджеров

С. Портер

“У нас нет “синдрома “ЮКОСа”, – уверяет представитель ТНК-ВР. – Главное, чтобы это был действительно профессионал. Но пока у нас нет вакансий, особенно в сфере менеджмента высшего и среднего звена”. Представители “Транснефти” и “Газпрома” говорят, что черной метки для бывших сотрудников “ЮКОСа” у них нет, но пока никого из них на работу не взяли. Впрочем, по словам источника, близкого к Газпромбанку, “дочка” “Газпрома” ведет переговоры о приеме на работу с сотрудниками “ЮКОСа”.

Зато выходцами из “ЮКОСа” интересуется “Роснефть”, поглотившая “Юганскнефтегаз” и нацелившаяся на оставшиеся у “ЮКОСа” активы. Несколько месяцев назад вице-президентом “Роснефти” стал экс-гендиректор “Юганскнефтегаза” Сергей Кудряшов. С “Роснефтью” активно сотрудничает вице-президент “ЮКОСа” Александр Сапронов, который де-факто возглавляет “ЮКОС-РМ”. В “ЮКОСе” уверены, что в скором времени он тоже уйдет в “Роснефть”. В “Роснефти” это не комментируют.

Реструктуризация “ЮКОСа” началась с массовых увольнений. В московском офисе уволены две трети работников. Но об угрозе массовых увольнений стало известно еще в январе, и многие загодя позаботились о трудоустройстве.

В декабре 2004 г. “ЮКОС” покинул зампред правления, президент сбытового подразделения “ЮКОС РМ” Петр Золотарев. “Его уход был вынужденным, – признается один из его бывших коллег. – На него оказывалось большое давление Генпрокуратурой”. Топ-менеджер недолго оставался безработным. По словам представителя “ЮКОСа”, он недавно устроился в “Базэл”. Туда же ушел и бывший вице-президент по геологии Александр Афанасенков. “Меньше месяца назад Золотарев возглавил машиностроительное направление, куда входят “Руспромавто” и “Авиакор”, – подтверждает представитель “Базэла”.

Некоторые нефтяники стали инвестбанкирами. Директор по проектам департамента корпоративных финансов Павел Малый, возглавлявший сделку по слиянию “ЮКОСа” и “Сибнефти”, а потом и их развод, возглавил дирекцию корпоративных финансов Brunswick UBS. Александр Гладышев, отвечавший в “ЮКОСе” за связи с инвесторами, с марта работает в лондонском офисе Merrill Lynch аналитиком отдела энергетики Европы и Северной Америки. В инвестбанк уходит и бывший вице-президент “ЮКОСа” по корпоративным финансам Олег Шейко. По словам источника в “ЮКОСе”, предполагается, что Шейко будет вести проекты “Тройки Диалог” в Англии и на Украине. Источник в “Тройке” это подтвердил.

Некоторые из топ-менеджеров “ЮКОСа” думают о своем бизнесе. Бывший зампред правления “ЮКОСа” Александр Темерко думает, не создать ли компанию в энергетической сфере. А вот зампред правления “ЮКОСа” Юрий Бейлин не хочет покидать тонущий корабль: “Мне придется уйти, если “ЮКОС” останется без совета директоров. Тогда, возможно, я займусь консалтингом”.

“ЮКОС” много вкладывал в своих сотрудников, они многому обучены и способны повлиять в лучшую сторону на бизнес компании, в которую придут, – отмечает партнер хедхантинговой компании НГК Наталья Щекатурова. – К тому же у них великолепно выстроена корпоративная культура”. А “купить” этих менеджеров можно с дисконтом до 50% к их прежней зарплате, считает старший партнер Ward Howell Георгий Абдушелишвили. По его мнению, лучших быстро купят крупные российские компании, но 30–40% из них несколько месяцев придется сидеть без работы. Месячный фонд зарплаты в “ЮКОСе” составлял $50 млн (или $600 млн в год), но с учетом бонусов годовой фонд оценивался $1,2–1,5 млрд. Ежегодные доходы вице-президента и члена правления в “ЮКОСе” источник оценивает от $500 000 до $1 млн, а доходы зампреда правления – в несколько миллионов долларов в год. В то время как ежегодные доходы менеджеров среднего звена источник оценивает в $50 000–150 000. Абдушелишвили подсчитал, что работодатели до конца года заплатят бывшим юкосовцам до $200 млн.

Опасения, что выходцев из “ЮКОСа” могут преследовать правоохранительные органы, могут повредить соискателям. У некоторых работодателей есть “синдром “ЮКОСа” – они опасаются брать менеджеров компании, преследуемой Генпрокуратурой, констатирует Щекатурова. Также менеджеры Enron после скандального банкротства компании долго не могли найти работу и даже пытались скрыть, где работали раньше.

“К нам в отдел приходили на собеседование несколько сотрудников “ЮКОСа”, но мы их не взяли – не устроил профессиональный уровень”, – говорит менеджер “ЛУКОЙЛа”. Он признался, что при собеседовании принималось во внимание и их прежнее место работы.

Впрочем, есть и те, кому все равно, где человек работал раньше. “Нам важен профессионализм”, – говорит президент Brunswick UBS Марлен Манасов, добавляя, что, кроме Малого, пока никого из “ЮКОСа” Brunswick UBS нанимать на работу не собирается.