Адамовские миллионы


На прошлой неделе федеральный прокурор Западного округа Пенсильвании Мэри Бьюкенен заявила журналистам, что Адамову и его партнеру, выходцу из СССР Марку Каушански, грозит 60 и 180 лет заключения и $1,75 млн и $5 млн штрафа соответственно. Их обвиняют в хищении и отмывании денег, а также в неуплате налогов.

Как следует из 46-страничного текста обвинения, предоставленного “Ведомостям” пресс-службой окружного суда, Адамов и Каушански расхищали средства, выделявшиеся НИКИЭТ Министерством энергетики США для проведения работ по модернизации атомных реакторов РБМК. Из выделенных в 1993-2001 гг. $15,1 млн $11 млн поступило с июня 1993 по сентябрь 1998 г. на счет в Mellon Bank учрежденной в январе 1993 г. в штате Пенсильвания Адамовым и Каушански компании Energo Pool. В ноябре 1997 г. Адамов и Каушански открыли компанию с тем же названием в штате Делавэр, и на ее счет в банке PNC Bank с февраля 1998 по декабрь 2001 г. поступило еще $3,7 млн от Минэнерго. И наконец, около $365 000 с июня 1999 по июль 2001 г. было переведено на счета багамской офшорной компании Aglosky International Ltd в банках CMB и ABC Banque International в Монако и французском Arab Bank. Права подписи по этим счетам багамского офшора принадлежали Адамову и Каушански. А около $45 600 американской помощи были перечислены в октябре 1999 г. на счет пенсильванской компании Omeka в ABC Banque Intrnational в Монако.

Именно Omeka, по версии обвинения, была компанией, на счетах которой Адамов с Каушански аккумулировали присвоенные средства. Она была учреждена в Пенсильвании в 1994 г., и, по данным следствия, 60% ее акций принадлежит Адамову, 10% – Каушански, а 20% и 10% – неким персонам с инициалами O. P. и L. K., имена которых следствие не раскрывает. Со счетов как пенсильванского, так и делавэрского Energo Pool средства затем переводились на счета Omeka и Aglosky International Ltd в тех же банках Монако. А уже с них оплачивались счета за фиктивные, по мнению следствия, услуги НИКИЭТ, оказанные Omeka. При этом похищались не все деньги, часть их в НИКИЭТ попала.

Всего активы Omeka в виде средств на различных счетах достигли на 22 мая 2002 г. $9,5 млн, о чем Адамов и Каушански составили в этот день письменное соглашение. Именно эту сумму прокуратура считает похищенной у Минэнерго США. Перечисление этих средств на зарубежные счета Omeka прокуратура квалифицирует как отмывание денег. А деньги на счетах Omeka объявляются доходом Адамова с Каушански, с которого не были уплачены налоги. Поэтому они обвиняются также и в неуплате около $1,8 млн налогов.

В 2001 г. российская Генпрокуратура рассматривала схожие с американскими обвинения в адрес Адамова, выдвигавшиеся комиссией по борьбе с коррупцией Госдумы, но не нашла в его действиях криминала. Получить комментарии у ее представителей вчера не удалось. Впрочем, в заявлении прокурора Бьюкенен Россия не упоминается в числе стран, с которыми американцы сотрудничают при расследовании “дела Адамова”. Пока бывшего министра опекают сотрудники посольства России в Швецарии. Пресс-атташе посольства Игорь Петров в пятницу сообщил, что сотрудники посольства посетили Адамова в следственном изоляторе и в беседе с ними он назвал обвинения в свой адрес “провокацией”.

Получить комментарии адвокатов Адамова вчера не удалось. Его американский адвокат Ленни Бройер ранее пояснил, что все средства были потрачены по назначению, а столь сложная схема их перечисления вызвана параличом российской банковской системы после 1991 г.