Четыре “карты”


“Дорожная карта” по общему экономическому пространству предполагает активизацию сотрудничества и снятие торговых барьеров в области телекоммуникаций, транспорта, энергетики, освоения космоса и охраны окружающей среды. По словам чиновника Минэкономразвития, вчера Россия и ЕС окончательно договорились о ликвидации до конца 2013 г. “компенсационных” платежей европейских авиаперевозчиков “Аэрофлоту”.

Концепция четырех “общих пространств” Россия – ЕС была выдвинута Евросоюзом на саммите в Санкт-Петербурге в мае 2003 г., приуроченном к празднованию 300-летия Северной столицы. Подготовка проектов соглашений – так называемых “дорожных карт” – об этих пространствах была завершена к другой круглой дате – 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. Последние дополнения в проекты согласовывались 9 мая, накануне вчерашнего саммита, на котором Евросоюз представляли председатель Еврокомиссии Жозе Баррозу, премьер-министр председательствующего в ЕС Люксембурга Жан-Клод Юнкер и верховный представитель ЕС по единой внешней политике и политике безопасности Хавьер Солана.

В “дорожных картах” зафиксированы “все основные направления российско-европейского взаимодействия. От совместной борьбы с терроризмом и наркоугрозой до обеспечения свободных контактов между людьми”, сказал Путин, выступая на открытии саммита. А по мнению Баррозу, подписание соглашения о “четырех пространствах” – “хороший итог”, однако теперь главное – реализовать их на практике.

Эти платежи осуществляются летающими над Сибирью западными компаниями с 1970-х гг., в 2004 г. их объем составил около $200 млн.

При реализации “дорожной карты” по общему пространству свободы безопасности и правосудия предполагается “противодействие общей угрозе со стороны оргпреступности, терроризма и иных видов незаконной деятельности, носящих трансграничный характер”. Стороны договорились “активизировать диалог по визовым вопросам […] для выработки условий взаимного безвизового режима поездок в качестве долгосрочной перспективы”. Однако никаких сроков для введения безвизового режима не установлено. “Я не думаю, что для решения проблем надо устанавливать сроки: чем скорее, тем лучше”, – заявил вчера Солана “Эху Москвы”.

“Дорожная карта” по общему пространству внешней безопасности предусматривает совместные миротворческие усилия России и стран ЕС, а также активизацию взаимодействия между спецслужбами. Кроме того, Россия и союз будут совместно бороться с “современными формами расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости”.

Культурно-образовательная “карта” предполагает формирование общего гуманитарного пространства: расширение сотрудничества во “взаимно согласованных приоритетных областях науки, исследований и технологий”, активизацию обменов, в том числе среди российской и европейской молодежи.

“Дорожные карты” – это набор взаимных пожеланий ЕС и России, а не программа конкретных действий”, – комментирует директор Центра сравнительных политических исследований ИМЭПИ РАН Борис Шмелев. По его мнению, практическая реализация изложенных в “дорожных картах” инициатив “в обозримом будущем маловероятна”, поскольку потребует от России реформ законодательства. “Карты”, как считает Шмелев, только “намечают общие ориентиры для дальнейшего развития связей между Россией и ЕС”. По мнению Джеймса Никси из лондонского Королевского института международных отношений, в ближайшее время не стоит ожидать существенного прогресса в отношениях России с ЕС. Результаты саммита не повлияли на старые разногласия между Москвой и Брюсселем по ситуации на Северном Кавказе и в странах СНГ, считает Никси. Россия все более делает ставку на развитие двусторонних отношений с отдельными европейскими странами, такими как Италия, Германия и Франция, в то время как роль ее связей с ЕС относительно невысока, добавляет эксперт.