Heineken признался


В распространенном в конце минувшей недели сообщении Heineken говорится, что договор о покупке 100% акций завода “Патра” подписан 6 мая. Согласно пресс-релизу, в результате сделки доля рынка Heineken увеличится до 8,3% с объемом продаж свыше 7 млн гектолитров в год. По словам Анны Мелешиной, менеджера по PR российского офиса Heineken, сделка будет завершена в конце мая. “Покупка пивоваренного завода “Патра” полностью соответствует стратегии развития Heineken, которая заключается в приобретении наиболее успешных компаний на быстро растущих рынках”, – передает слова члена исполнительного совета директоров Heineken NV Жана Франсуа ван Боксмеера пресс-служба компании. Сумму сделки Мелешина назвать отказалась, а продавцом назвала компанию “Альфа-Эко”, подразделение Альфа-банка. В Федеральной антимонопольной службе России (ФАС) “Ведомостям” подтвердили, что недавно Heineken обратился за разрешением приобрести “Патру”. “Никакого решения ФАС пока не выносила, но причин для отказа у нас пока нет”, – заявил чиновник ФАС.

“Альфа-Эко” получила контроль над “Патрой” в прошлом году, когда вела акционерную войну с владельцами пивоваренного холдинга SUN Interbrew. В начале лета 2004 г. компания приобрела крупный пакет SUN Interbrew, а вскоре объявила о “получении контроля” над “Патрой”, одним из акционеров которой был совладелец SUN Interbrew — индийская инвестиционная компания SUN Trade.

Александр Савинов, президент “Альфа-Эко”, отказался прокомментировать сумму сделки, но отметил, что его компания продолжит работу на пивном рынке. “Для нас этот рынок понятен, и мы продолжим скупку [пивных] активов”, – заявил он. При этом менеджер отказался назвать компании, которые представляют интерес для “Альфы”.

Аналитики оценили сумму сделки в $50–60 млн. “Они [Heineken] заплатили за “Патру” до $60 млн, так что “Альфа” получила как минимум 100%-ную прибыль от сделки”, – говорит старший аналитик ФК “УралСиб” Марат Ибрагимов (затраты на покупку “Альфой” “Патры” он оценивал в $25 млн). С оценками Ибрагимова согласен Алексей Кривошапко из ОФГ. А Наталья Мильчакова из “Метрополя” оценивает “Патру” в $52–54 млн, исходя из объема продаж в натуральном выражении. “Сейчас идет активный процесс консолидации – из-за ужесточения регулирования пивного рынка выживать будет легче крупным игрокам”, – говорит Мильчакова. Ибрагимов уверен, что скупка пивзаводов закончится в этом году: “Покупать уже нечего – только казанский “Красный Восток” и питерский “Степан Разин”. Мелешина заявила, что Heineken и дальше готов рассматривать возможные приобретения на пивоваренном рынке.

Кроме “Патры” за последние полгода Heineken приобрел пивзаводы “Волга” и “Шихан” (у “Вимм-Билль-Данна”) и новосибирскую пивоварню “Собол бир”. Затраты на эти приобретения, по оценкам аналитиков, составили $120 млн. “Теперь у Heineken большой портфель брэндов, доставшихся в наследство от всех приобретенных заводов. Думаю, в ближайший год компании придется пересмотреть портфель марок для адаптации к особенностям рынка”, – предполагает Ибрагимов.