КРУПНЫМ ПЛАНОМ: Прибыльная розница


Первой публичной компанией среди продуктовых ритейлоров стал “Седьмой континент”, продавший в ноябре 2004 г. 13% своих акций на РТС более чем за $80 млн. По словам топ-менеджера сети, в 2006 г. акции “Седьмого континента” могут быть включены в листинг иностранных бирж. На прошлой неделе “Пятерочка” продала 30% своих акций на Лондонской фондовой бирже почти за $600 млн. По стопам конкурентов идут и другие ритейлоры. В конце 2005 – начале 2006 г. может состояться IPO “Копейки” (оборот в 2004 г. – $364,3 млн, 72 магазина). В 2006 г. в свободном обращении могут появиться акции “Магнита” (оборот – $997 млн, 1019 магазинов) и “Перекрестка” (оборот – $660 млн, 75 магазинов).

Готовясь к размещению, торговые компании стремятся улучшить свои показатели. По словам аналитика “Ренессанс Капитала” Натальи Загвоздиной, чистая рентабельность (доля чистой прибыли в выручке сети) – один из наиболее интересных для инвесторов показателей.

Одна из самых высоких по отрасли чистая рентабельность у “Седьмого континента”. Выручка сети без учета НДС составила в прошлом году $495,8 млн, при этом чистая прибыль достигла $29,4 млн. Чистая рентабельность “Семерки” составила, таким образом, около 6%. При этом в 2003 г. чистая рентабельность “Седьмого континента” составляла лишь 2,5% (выручка – $342,2 млн, чистая прибыль – $8,6 млн). На 2005 г. рентабельность сети исходя из прогнозных значений выручки и чистой прибыли ($815 млн и $40,2 млн) запланирована в размере около 5%.

По словам Загвоздиной, ритейлоры умеют “показать” нужную рентабельность. “Это несложно, если в одних руках сосредоточены компания – оператор сети и компания – владелец недвижимости. Ведь значительную часть затрат, снижающих чистую прибыль, составляют арендные платежи. Повышая или снижая ставку аренды своим магазинам, можно легко выйти в ноль по чистой прибыли или увеличить ее максимально”, – объясняет аналитик. Аналитик “УралСиба” Марат Ибрагимов согласен, что снижение арендных платежей “самим себе” является одним из действенных способов повысить чистую рентабельность.

У “Пятерочки” чистая рентабельность в 2004 г. составила 6,7% (выручка без учета франчайзинговых магазинов – $1,105 млн, чистая прибыль – $74 млн). На 2005 г. этот показатель запланирован в размере 6,8%. Но в 2003 г. рентабельность бизнеса “Пятерочки” не превышала 4,5%. “За прошедший год они успели приобрести многие помещения в собственность, а затем повысить показатель”, – предполагает Загвоздина. По данным Райффайзенбанка, организатора облигационного займа “Пятерочки”, к концу 2004 г. 41% всех магазинов собственной торговой сети принадлежали “Пятерочке” на правах собственности. Столь высокий показатель доходности заставил другие сети даже усомниться в достоверности данных, объявленных “Пятерочкой”. Собеседник “Ведомостей” из “Седьмого континента” предположил, что сеть завысила данные по чистому доходу от франчайзинга. Франчайзинговые платежи составили в 2004 г. всего $5–7 млн, увеличив чистую прибыль “Пятерочки” на 8–10%. “Если “Пятерочка” вдруг подведет инвесторов, следующий год окажется провальным для других ритейлоров, которые собрались на фондовый рынок”, – опасается сотрудник “Седьмого континента”.

“Рентабельность 6,7% – один из самых высоких уровней среди мировых розничных продавцов пищевой продукции”, – удивляется Алексей Языков из “Атона”. Однако он уверен, что высокая доходность “Пятерочки” связана прежде всего с масштабностью сети, что позволяет ей добиваться особых условий у поставщиков, минимизируя свои издержки. “Высокая рентабельность стала результатом легко копируемого формата “Пятерочки”, отлично налаженной системы логистики, тесных связей с поставщиками, лимитированного количества торговых позиций [3500] и наличия в ассортименте продукции под собственной торговой маркой”, – объясняет Языков.

Ниже оказалась доходность у основного конкурента “Пятерочки” – сети “Копейка”. Согласно объявленным “Копейкой” в феврале показателям ее чистая рентабельность в 2004 г. составила 5,1% против 2,4% в 2003 г.

Гендиректор “Копейки” Сергей Ломакин отрицает, что компания увеличивала доходность перед IPO. “Копейка” не может манипулировать показателями. У нас консолидированная отчетность – компания является одновременно и торговым оператором, и владельцем недвижимости”, – заявил менеджер.

А вот у “Перекрестка” чистая рентабельность в 2004 г. составила, по собственным данным сети, 2,6% при выручке без НДС $660 млн и чистой прибыли $17 млн. В 2003 г. доходность была еще ниже – 2,3%. Топ-менеджер конкурирующей розничной сети считает, что “Перекресток” не гонится за прибылью, потому что у него “другие задачи”. “Они стремятся застолбить рынок, покупают помещения по очень высоким ценам или задорого берут в аренду”, – говорит собеседник “Ведомостей”. Марат Ибрагимов согласен, что “Перекресток” разберется с рентабельностью, когда его оборот достигнет $1 млрд.

“Я мог бы изменить этот показатель [чистую рентабельность] в очень короткие сроки, не нарушая законы”, – соглашается финансовый директор “Перекрестка” Виталий Подольский. По его словам, рентабельность отдельных магазинов “Перекрестка” в Москве в ряде случаев достигает 12–14%. “Как это ни парадоксально, чем быстрее развивается сеть, тем ниже ее доходность, – объясняет Подольский. – Активное приобретение недвижимости увеличивает величину отложенного налога на прибыль, который сильно снижает чистую прибыль”. Оценивая российские сети, инвесторы скорее принимают в расчет выручку, EBITDA и рентабельность по EBITDA, потому что ритейлоры манипулируют налоговыми и амортизационными отчислениями, считает менеджер “Перекрестка”.