“Роснефть” смягчилась


“ЮКОС” перестал платить по кредитам в декабре 2004 г., после продажи “Юганска”. В январе банки потребовали от нового собственника “Юганска” — “Роснефти” погасить оставшуюся часть долга по кредиту на $1 млрд. Сейчас она составляет $490 млн. Но “Роснефть” платить отказалась: президент госкомпании Сергей Богданчиков на встрече с кредиторами в начале апреля посоветовал банкирам вновь обращаться в “ЮКОС”. Те в ответ грозили “Роснефти” судами и кросс-дефолтом по ее собственным кредитам, условия которых она нарушила, набрав долгов на покупку “Юганска”. На конец 2004 г. долги “Роснефти” составляли $12,6 млрд, в том числе краткосрочные $8,9 млрд.

Как стало известно “Ведомостям”, “Роснефть” возобновила переговоры с банкирами. “Госкомпания больше не отказывается платить по поручительствам “Юганска”, а просит нас подождать, пока чиновники определятся с судьбой компании”, – рассказал “Ведомостям” менеджер одного из банков-кредиторов. По его словам, об этом банкирам сказали руководители “Роснефти” на встрече около двух недель назад. “При этом “Роснефть” уже просит банки о новых кредитах для рефинансирования ее краткосрочных долгов, и речь идет о больших суммах”, – продолжает банкир. Это подтвердил другой близкий к переговорам источник. “Мы пока не решили, как поступать”, – говорит собеседник “Ведомостей” в одном из банков-кредиторов. Но в любом случае, предупреждает он, долги “Роснефти” не будут рефинансировать, пока не будет решен вопрос о погашении долгов “Юганска”. Представители Citibank, Commerzbank, Credit Lyonnais, Deutsche Bank, HSBC, ING и Societe Generale от комментариев отказались.

В пресс-службе “Роснефти” подтвердили, что компания “продолжает контакты с кредиторами”, но не стали комментировать их суть. “Очевидно, что госкомпания осознала возможные последствия кросс-дефолта и испорченных отношений с западными банками, вот и возобновила переговоры”, – уверен начальник аналитического отдела “Атона” Стивен Дашевский.

“Роснефть” тянет время, ведь непонятно, когда решится вопрос о ее сделке с “Газпромом”, добавляет аналитик S&P Елена Ананькина, напоминая, что неопределенность с долгами мешает ее поглощению. Государство собиралось обменять “Роснефть” на 10,7% “Газпрома”, недостающие ему для контроля над монополией. Сделка переносилась несколько раз. Сейчас чиновники обещают завершить ее до конца июня. Но до сих пор официально не сообщили, по какой схеме “Роснефть” объединится с “Газпромом”: будет ли выделяться из нефтяной компании “Юганск” и кто будет отвечать за его долги и кредиты, взятые для его покупки. Несколько недель назад стало известно, что чиновники обсуждают варианты получения контроля в “Газпроме” и без поглощения им “Роснефти”. В “Газпроме” от комментариев отказались.

“Роснефть” рискует, уверена Ананькина. “Юганск” по-прежнему в дефолте, а банки имеют право и судиться, и объявлять ей кросс-дефолт, и не давать новые кредиты госкомпании”, – поясняет она. По ее подсчетам, “Роснефти” до конца года надо рефинансировать минимум $3 млрд: из почти $9 млрд краткосрочных долгов около $6 млрд она могла покрыть за счет предоплаты поставок нефти в Китай.