РЖД заработала на конкурентах


Предшественник ФАС – Министерство по антимонопольной политике (МАП) еще два года назад опасалось, что РЖД может через повышенные тарифы на ремонт подвижного состава препятствовать деятельности частных операторов. Поэтому при создании РЖД осенью 2003 г. министерство договорилось с компанией о том, что ее конкуренты будут ремонтировать подвижной состав на тех же условиях, что и сама монополия.

А в начале этого года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) решила проверить выполнение РЖД этого обязательства. Как следует из отчета ФАС (его копия имеется в распоряжении “Ведомостей”), РЖД ремонтирует частные составы на 20–40% дороже собственных. ФАС также выяснила, что ремонтные депо РЖД нередко используют менее качественные комплектующие для ремонта частных вагонов. При этом с частных операторов РЖД требует 50–100%-ной предоплаты, а со своих подразделений – нет. Так, по данным ФАС, затраты РЖД на ремонт составов оператора “Евросиб СПб – Транспортные системы” составляли в 2004 г. 30 650 руб. за вагон. А затраты на ремонт собственных вагонов-лесовозов – 37 057 руб. При этом с ремонта вагонов “Евросиб СПб” РЖД получала 30% прибыли, а с собственных – 0%.

ФАС также возмутило то, что частные вагоны ремонтируются по остаточному принципу, что приводит к их простою в депо. “В ожидании ремонта наши вагоны стоят от 30 до 90 дней”, – подтверждает выводы ФАС менеджер Дальневосточной транспортной группы (ДТГ).

В РЖД с претензиями чиновников не согласны. “Сегодня ремонтный бизнес – вполне конкурентная среда, здесь достаточно частных операторов, к которым можно обратиться, если не устраивают условия РЖД”, – утверждает руководитель департамента по связям с общественностью РЖД Константин Пашков. Но замначальника управления ФАС по контролю и надзору на транспорте Людмила Кружечкина утверждает, что это невозможно. По ее словам, на рынке ремонтных услуг РЖД занимает более 50% рынка. “Мы изначально были против передачи РЖД ремонтных активов и настаиваем на их скорейшем выделении”, – говорит Кружечкина. Отчет о проверке РЖД, по ее словам, ФАС передала вице-премьеру, председателю совета директоров монополии Александру Жукову.

Начальник аналитического отдела ИК “Проспект” Наталья Одинцова соглашается, что ремонтные активы должны быть выведены из состава РЖД. Впрочем, она указывает, что если государство промедлит, то эти активы перестанут интересовать участников рынка. Одинцова указывает, что год назад собственный вагоноремонтный завод за $200 млн начала строить “ОТЭКО”. Сами ремонтируют вагоны “Уралкалий” и “Сильвинит”, добавляет Кружечкина. Учреждение грузоперевозчиками собственных транспортных компаний и создание ремонтных мощностей – вынужденная мера, отмечает гендиректор “СУАЛ-Транспорта” Борис Чертков. “Такая диверсификация ненормальна для крупных промышленных компаний и говорит только о неспособности РЖД справляться со своими функциями, – считает он. – Желающих купить депо РЖД найдется много. Но вряд ли РЖД так просто с ними расстанется”.