У GM прибавилось забот


В среду принадлежащая Керкоряну Tracinda Corp. сообщила, что уже владеет 3,9% акций GM, и обещала объявить оферту на покупку еще менее 5% акций терпящего бедствие концерна за $868 млн ($31 за штуку). Сутки спустя рейтинговое агентство Standard & Poor’s снизило рейтинг GM и ее финансового подразделения General Motors Acceptance Corp. (GMAC) на два пункта с BBB- (последнего инвестиционного уровня) до BB. Под понижение попадают долговые обязательства концерна (облигации и кредиты) на сумму в $291,8 млрд. Два других агентства, Moody’s и Fitch, пока сохраняют рейтинги компании на последней инвестиционной ступени. Акции GM в тот день потеряли 5%.

Но миллиардер не передумал скупать бумаги концерна. Вчера его компания направила соответствующие бумаги в Комиссию по ценным бумагам и биржам США (SEC). Если ей удастся собрать желаемый пакет, компания Керкоряна станет третьим по величине акционером GM с долей в 8,84%, уступая лишь State Street Bank & Trust (17,65%) и Capital Research & Management (11,46%). В понедельник бумаги GM подросли до $31,33.

Советник Керкоряна и представитель Tracinda Терри Кристенсен назвал оферту “пассивной инвестицией”. По его словам, Керкорян уверен в нынешней стратегии и менеджменте компании. “Стоимость акций упала до исторического минимума, и Керкорян хочет этим воспользоваться”, – заявил Кристенсен. А в документах, направленных в SEC, говорится, что у Tracinda нет намерения поглотить компанию или повлиять на управление бизнесом GM. О своем намерении приобрести акции Tracinda уведомила и руководство GM.

Керкоряна могло заинтересовать финансовое подразделение GM – GMAC. Если бы GMAC была самостоятельной компанией, ее капитализация, по расчетам аналитиков, превышала бы $20 млрд – при том что сейчас вся GM стоит около $18 млрд. Без своего финансового подразделения GM была бы убыточной: в 2004 г. ее чистая прибыль составила $2,8 млрд, а GMAC – $2,9 млрд. “Он [Керкорян] мог бы принудить компанию к продаже GMAC”, – полагает аналитик J.P. Morgan Химаншу Патель. Продажа доли в GMAC может принести хорошую прибыль инвесторам, говорит он. “Но выделить GMAC из структуры GM – это то же самое, что вытащить двигатель из самолета во время полета – возражает Рон Тадросс из Banc of America Securities.

Эксперт по корпоративному управлению Нелл Майнау считает, что “либо Керкорян потребует изменений, либо компания сама приступит к ним, чтобы держать его подальше от себя”.

В свое время умение осложнить жизнь руководства автоконцерна Chrysler помогло Керкоряну приумножить состояние (Forbes оценивает его в $8,9 млрд). В 1990 г., когда автомобильная отрасль США переживала кризис, Керкорян купил 9,8% акций Chrysler. А четыре года спустя, когда у Chrysler появилась наличность в размере $6,6 млрд, он потребовал, чтобы часть денег была выплачена инвесторам, и компания начала выкуп акций. Чуть позже он попытался провести враждебное поглощение, но Chrysler сумела отбиться. Для проведения нынешней оферты Керкорян нанял Джерома Йорка, который был представителем Керкоряна в совете директоров Chrysler и активно помогал ему в провалившейся попытке поглотить Chrysler.

Томас Столлкамп, который в то время был одним из руководителей Chrysler, говорит, что действия Керкоряна могут стать серьезной проблемой для GM. Несколько лет спустя Керкорян заработал несколько миллиардов на слиянии Daimler-Benz и Chrysler, а позже решил засудить новую компанию и ее гендиректора Юргена Шремпа, обвинив его в том, что сделка была не “слиянием равных”, как говорили инвесторам, а поглощением американской компании. Вложив в акции компании $1,5 млрд, магнат в итоге продал их за $5 млрд. (Использованы материалы WSJ.)