Мирное время военной фотографии


Выставка эта огромна – она занимает все залы Московского дома фотографии, в которых в обычное время вмещается несколько экспозиций на самые разные темы. Тут тема одна – война. Фотографии все документальные, военного времени, снятые фотографами именитыми и рядовыми фотокорами. Есть знаковые, знаменитые кадры, такие как “Сталинградский фронт” Эммануила Евзерихина с разбомбленным скульптурным пионерским хороводом и динамично-импрессионистская “Атака” Дмитрия Бальтерманца. Есть мелкие, грубо ретушированные для публикации в газете снимки, не имеющие никакой художественной ценности. Например, “Расчет орудия гвардии ефрейтора Оруцкого М. на огневой позиции в горах. 1944 год” Дмитрия Козлова.

Но ни техническое качество, ни фотографическое мастерство на этой выставке не важны. Война, как говорится, все спишет. Все, кто ее пережил, уже уравнены пережитым и выделены из других поколений. Так что и раздел Achtung, в котором показаны любительские снимки немцев, оккупировавших наши земли, не противостоит остальным тематическим разделам: “Начало”, “Горе”, “Битва”, “Победа”. Причем из немецких фотокарточек почему-то задевают не фотографии повешенных партизан – увидеть такое зрители готовы, – а, например, сельский пейзаж с радугой Герда Реммера – мирная сентиментальная пастораль, снятая художником в душе и коробящая своей неуместностью, когда осознаешь, в какое время и при каких обстоятельствах она была сделана.

Но, и это неожиданно, на этой выставке почти ничто не поражает – ни дым сражений, ни свежие могилы, ни дети блокадного Ленинграда, ни усталые солдатские лица, ни измученные женские. Образы военного времени всем нам знакомы с детства почти наизусть и многократно повторены в последние юбилейные дни. Но выставку все равно смотришь не отрываясь, не спеша переходить из зала в зал.

Сделана она образцово. Все фотографии оформлены в аккуратные рамки и хорошие паспарту – уважение оказано каждому снимку, подчеркнуто, что каждый из них – историческое свидетельство и безусловная ценность. Стены каждого зала продуманно выкрашены в разные цвета и выглядят небанально и значительно, словно выделяют эту выставку из обычных экспозиций. Одни снимки увеличены, другие висят на сером шинельном сукне. В каждом зале лежит для рассматривания том “1418 дней”, изданный “Интерросом” к 60-летию Победы (эта компания стала и соорганизатором выставки). В книге те же фотографии и вся история войны, воспроизведенная в фрагментах из ежедневных сводок Совинформбюро. В одном из залов идет документальный фильм, смонтированный из кинохроники военного времени, везде тихо звучит уместная музыка. Выставка начинается уже на Остоженке – напротив здания Московского дома фотографии висят портреты героев войны и отсканированные странички современных детских сочинений на заданную юбилеем тему.

Но главное, кажется, достоинство выставки – это такт, который проявляется не только в отношении к снимкам, их авторам и героям, но и еще, что важно, к зрителям. Выставка не нагнетает страстей и пафоса, оберегая нервы тех, кому посчастливилось родиться в мирное время, не требует от них ненужного вчувствования и тяжелого сопереживания. Она держит дистанцию между прошлым и настоящим. Наверное, эта ощутимая дистанция, подтверждающая невозможность понять, что такое война, да и вообще разгадать тайну другой жизни, и заставляет медленно и внимательно рассматривать фотографии военных лет.