Нефть в обмен на здание


Сегодня Высокий суд Великобритании рассмотрит иск миноритарного акционера Sibir Energy – Harley Street Capital (владеет 0,0001% акций) к Шалве и Александру Чигиринским. Истец намерен доказать, что по их вине в 2002 г. была размыта доля “Югранефти” в “Сибнефть-Югре” и Sibir Energy лишилась самого ценного актива. Harley Street подала иск 28 апреля, и в тот же день в суд арестовал принадлежащие Чигиринскому 42,07% акций Sibir Energy.

О том, что в результате допэмиссии доля “Югранефти” в “Сибнефть-Югре” снизилась до 1%, а у “Сибнефти” выросла до 99%, стало известно только в апреле 2004 г. Тогда Sibir Energy попросила временно приостановить обращение ее акций на Альтернативном инвестиционном рынке (AIM) Лондонской фондовой биржи.

Представители “Сибнефти” уверяли, что это произошло по соглашению с Шалвой Чигиринским и партнерам за это заплатили. Но Чигиринский это опроверг, и в апреле московский арбитраж по иску “Югранефти” ввел в компании внешнее управление. Чигиринский заявил, что через процедуру банкротства намерен восстановить долю в “Сибнефть-Югре”.

Harley Street не верит в неосведомленность Чигиринского. Истцов то, что как раз в период, когда сотрудничество между “Сибнефтью” и Чигиринскими якобы прервалось, они заключили одну из крупнейших сделок на российском рынке недвижимости. Они напоминают, что Чигиринские получили $140 млн от основного акционера “Сибнефти” Millhouse Capital, продав ему долю в проекте по строительству бизнес-центра “Балчуг Плаза”.

В конце 2003 г. принадлежащая братьям Чигиринским ST Group и контролируемая Millhouse Capital CMI-Development создали СП для строительства бизнес-центра “Балчуг Плаза” на 15 000 кв. м напротив Кремля. По словам Шалвы Чигиринского, стоимость проекта превышала $110 млн и его строительство должно было завершиться в конце 2004 г. ST Group внесла в этот проект принадлежащий ей земельный участок и лицензию на строительство, а Millhouse Capital – деньги.

Как говорится в иске, в момент создания СП Александр Чигиринский “без очевидных причин” ушел с поста директора Sibir Energy. Истцы полагают, что таким образом он хотел дистанцироваться от Sibir Energy, чтобы его не подозревали в участии размывания доли “Югранефти” в “Сибнефть-Югре”. А в конце 2004 г. Millhouse выкупил долю ST Group в проекте по беспрецедентно высокой для российского рынка недвижимости цене – $140 млн.

Шалва Чигиринский считает выводы истцов безосновательными, утверждая, что денег от продажи “Балчуг Плаза” он получить не мог. По его словам, еще в июне 2002 г. он разделил бизнес со своим братом, передав ему 37% акций ST Group, а Александр не имеет никакого отношения к Sibir Energy. Эти акции Александр Чигиринский получил за то, что помогал создавать СП “Сибнефть-Югра”. “Я не знал о том, что доля “Югранефти” в “Сибнефть-Югре” размыта, и собираюсь вернуть свое имущество”, – заявил Чигиринский, добавив, что намерен расследовать, кто стоит за иском Harley Street Capital. Он не исключает, что это “Сибнефть”.

Представитель “Сибнефти” утверждает, что его компания никакого отношения к иску Harley Street Capital не имеет.

Вчера Sibir Energy пообещала обжаловать арест акций. Истец Harley Street “в своих утверждениях сделал целый ряд серьезных фактических ошибок и пришел к совершенно ошибочным выводам”, цитирует пресс-релиз Sibir Energy “Интерфакс”.

Руководителю аналитического отдела “Атона” Стивену Дашевскому выводы истцов кажутся неубедительными. По его словам, $140 млн слишком низкая цена для того, чтобы компенсировать потерю доли в “Сибнефть-Югре”. Он оценивает долю “Югранефти” в “Сибнефть-Югре” в $500 млн – $1 млрд.

“Маловероятно, чтобы владельцы Sibir Energy пошли на такую невыгодную сделку”, – соглашается аналитик “Совлинк Секьюритиз” Лев Сныков. Он не исключает, что Чигиринский мог узнать о размывании доли в “Сибнефть-Югре” постфактум, и $140 млн за “Балчуг Плаза” могли стать компенсацией за это.