Реванш бюрократии


В общемировом масштабе качество госуправления, по мнению ВБ, не улучшается. “Несмотря на ряд блестящих примеров, факты говорят, что в среднем ни богатые, ни бедные страны не повысили свои стандарты госуправления в последние восемь лет”, – говорит один из авторов доклада, Дэниэл Кауфманн.

Успехи России в области госуправления также неоднозначны: повышение одних показателей (в особенности “эффективности правительства”) сопровождается снижением других – качества госрегулирования и ответственности госструктур перед гражданами.

Под “эффективностью правительства” в ВБ понимают “компетентность бюрократии и качество государственных услуг“. По этому показателю (48,1) Россия (см. таблицу) занимает 1-е место в СНГ, опережая Армению (41,8), Казахстан (29,8) и Украину (28,4). С 2002 г. эффективность нашей бюрократии выросла на 7,8 балла. Улучшились и показатели борьбы с коррупцией – с 18,9 до 29,1.

А вот подотчетность российских чиновников резко упала – c 36,4 в 2002 г. до 25,7 в 2004 г. Он иллюстрирует уровень политических и гражданских прав граждан страны, их способность влиять на органы власти. Понизился в России и уровень политической стабильности – с 29,2 в 2002 г. до 21,8 в 2004 г., а это значит, что, по оценке ВБ, в нашей стране увеличилась вероятность актов насилия, направленных против властей. За два года в России резко – с 43,4 до 30,5 – снизился показатель качества госрегулирования, отражающий степень использования государством нерыночных методов управления экономикой.

Повышение эффективности российского правительства отмечает и Дафна Терсакарян из Economist Intelligence Unit. EIU входит в число организаций, исследования которых использовались при составлении доклада ВБ. Низкая оценка политической стабильности в России, по мнению Терсакарян, “связана с продолжающейся войной в Чечне и высокой террористической активностью в России”. А снижение качества госрегулирования, по ее мнению, связано с усилением вмешательства государства в работу компаний ТЭКа.

“Всемирный банк делает России аванс за те усилия, которые предпринимаются для проведения административной реформы”, – считает руководитель департамента управления и госслужбы Минэкономразвития Андрей Шаров. По мнению Шарова, “реформа уже приносит плоды, однако качество госуслуг пока остается невысоким – по данным опросов, 72% граждан ими не удовлетворены”.

Но экс-директор Центра проблем госуправления Павел Кудюкин считает, что “повышения качества работы госаппарата не произошло – наоборот, административная реформа усилила неразбериху”. А директор “Transparency International – Россия” Елена Панфилова считает данные ВБ по России “внутренне противоречивыми”. “Если прозрачность госорганов стала меньше и сократилась свобода слова, как можно делать вывод об усилении борьбы с коррупцией, которая всегда поражает именно госорганы”, – недоумевает она.

“Под политической стабильностью мы понимаем отсутствие угрозы насилия, а не стабильность правительства, и снижение показателей России связано исключительно с ростом террористической угрозы”, – говорит работавший над докладом эксперт ВБ Массимо Маструзи. По его словам, улучшение показателей России в сфере “эффективности правительства” и “контроля над коррупцией” не противоречит общему ухудшению ситуации с политическими правами граждан. “Если мы посмотрим на показатели 2000 г., мы увидим, что уровень прав граждан был достаточно высок (35,1), а показатели в сфере контроля над коррупцией крайне низкие (9,7). Сейчас они сближаются”, – поясняет Маструзи.