“С маниакальным упорством”


Пертурбации на NASDAQ продолжаются по сей день. 25 апреля биржа объявила о покупке за $1,88 млрд электронной торговой площадки Instinet Group.

Грейфелд собирается увеличить рыночную долю NASDAQ, упростив и ускорив электронные торги. В течение года после закрытия сделки NASDAQ перейдет на более быструю технологию Instinet (при которой заявки клиентов выполняются в той же последовательности, в которой поступают). Грейфелд надеется, что после слияния 80% торгов акциями компаний, зарегистрированных на NASDAQ, будут проводиться именно на ней.

Фондовые биржи, которые когда-то были замкнутым сообществом регулируемых некоммерческих организаций, буквально на глазах превращаются в беспощадных конкурентов. Раньше NASDAQ на 100% принадлежала Национальной ассоциации дилеров по ценным бумагам (NASD). Сегодня биржа контролируется акционерами, в числе которых два фонда прямых инвестиций, и они кровно заинтересованы в прибыли. У NASD осталась примерно треть ее акций.

22 апреля главный конкурент NASDAQ – Нью-Йоркская фондовая биржа (NYSE) объявила о планах купить электронную биржу Archipelago Holdings, вывести на фондовый рынок собственные акции и стать коммерческой организацией. Чтобы сохранить конкурентоспособность, NASDAQ и другим биржам придется задуматься об укрупнении. Но если NYSE нужна электронная площадка, чтобы совершать сделки с опционами, облигациями и паями, обращающимися на бирже, то NASDAQ по-прежнему собирается работать только с акциями.

Грейфелд считает приобретение Instinet “шансом, который бывает только раз в жизни”. По его мнению, это позволит NASDAQ “завоевать существенную долю рынка за счет увеличения торгов акциями компаний, зарегистрированными на NYSE”. “Мы с маниакальным упорством будем стремиться к достижению успеха”, – добавил он.

“Хотя NYSE называют фаворитом, [ее руководству] еще многое предстоит сделать, – говорит Джейми Селуей, руководитель брокерской фирмы White Cap Trading. – NASDAQ считается неудачником, [...] но я бы не стал сбрасывать их со счетов”.

На следующий день после того, как NASDAQ обнародовала результаты за I квартал, оказавшиеся лучше прогнозов, ее акции взлетели на 26% до $13,43 и достигли максимума за период с 2002 г., когда биржа стала публичной компанией.

Биржа стала “совершенно другой”, говорит Томас Петерфи, председатель совета директоров электронной торговой площадки Interactive Brokers Group. Раньше она “была ассоциацией, теперь ею управляют как бизнесом”, поясняет он.

Переход на технологию Instinet позволит NASDAQ за три года сэкономить на издержках $300 млн, считает Грейфелд. Но чтобы совершить эту сделку, бирже пришлось занять $950 млн, и долговое бремя может ограничить ее стратегические возможности.

Когда Грейфелд в 2003 г. возглавил NASDAQ, биржа остро нуждалась в реформах. Новые электронные торговые площадки, такие как Instinet и Archipelago, начали проводить торги дешевле, быстрее и более анонимно. NASDAQ начала терять клиентов.

Когда-то руководство NASDAQ рассматривало возможность создания новых площадок в Токио, Европе и Латинской Америке. Но совет директоров, недовольный падением выручки, решил, что бирже нужен новый менеджмент, исповедующий философию сокращения издержек.

В начале 2003 г. один из директоров позвонил Грейфелду, руководившему в то время брокерским обслуживанием и электронными торгами в компании Sungard Data Systems. Стать гендиректором NASDAQ Грейфелд согласился не сразу, но потом решил, что сможет вывести биржу из кризиса. Тем более что магистерскую диссертацию он написал в 80-е гг. именно на NASDAQ, а потом не один год занимался созданием торговых систем для уолл-стритовских дилеров (например, системы Brut).

Когда Грейфелд сообщил совету директоров о согласии стать гендиректором, у него уже был четкий план действий. Новый гендиректор резко сократил международные операции NASDAQ и изменил технологию сбора и распределения цен на заказы. Он заменил компьютеры-“мейнфреймы”, которыми биржа пользовалась несколько десятилетий, на более дешевые серверы. Затем Грейфелд снизил расценки, предлагая самые большие скидки тем дилерам, которые проводят больше сделок.

Руководители NASDAQ начали регулярно посещать небольшие брокерские фирмы. До Грейфелда менеджеры NASDAQ “даже не знали, кто мы такие”, говорит президент фирмы Automated Trading Desk Стив Суонсон. Теперь же Суонсон каждую неделю получает от NASDAQ электронные письма, в которых биржа дает рекомендации, как фирме вести торги, чтобы сэкономить $20 000 в месяц на комиссионных. Польстившись на скидки, Automated Trading Desk увеличила объем торгов на NASDAQ.

NASDAQ не отказывается и от менее деликатных методов. Иногда она наносит адресные удары – например, по конфликту интересов в деятельности Instinet и Archipelago, которые продают услуги брокерским фирмам и их клиентам – крупным инвесторам. На конференции во Флориде представители NASDAQ щеголяли в футболках, на которых было написано: “Они пришли за вашим бизнесом, а ушли с вашими клиентами”.

Конкуренты отвечали снижением цен. А Грейфелд начал покупать самих конкурентов. Прошлой осенью NASDAQ за $190 млн купила торговую систему Brut, в создании которой участвовал Грейфелд, следующей покупкой стала Instinet, оцененная почти в $1,9 млрд. (WSJ, 25.04.2005, Татьяна Бочкарева)