Запретная экономика


В апрельском послании Федеральному собранию Владимир Путин предложил подумать о том, как законодательно ограничить влияние иностранного бизнеса в тех сферах, “где интересы укрепления независимости и безопасности России диктуют необходимость преимущественного контроля со стороны национального [...] капитала”. Он имел в виду некоторые объекты инфраструктуры, предприятия оборонки, стратегически важные месторождения и инфраструктурные монополии. По его мнению, инвесторам будет проще работать в России, если они перестанут сталкиваться с ограничениями по соображениям “национальной безопасности”, которые никак юридически не оформлены.

А вчера Кремль сообщил, что Путин поручил Фрадкову к 1 ноября внести в Госдуму проекты федеральных законов об ограничении участия иностранного капитала в экономике. Список отраслей, предприятиями которых не могут владеть иностранцы, может резко возрасти – помимо перечисленных в послании Путин предложил правительству иметь в виду “отрасли, обеспечивающие безопасность государства”. “Под эту формулировку можно подвести любую компанию, – считает главный экономист “Тройки Диалог“ Евгений Гавриленков. – Сейчас модно говорить о какой угодно безопасности – энергетической, продовольственной, вплоть до текстильной”.

Какие именно отрасли и на основании каких критериев будут защищены от перехода под контроль иностранцев, пока не определено, объясняет руководитель экспертного управления администрации президента Аркадий Дворкович. Замруководителя аппарата правительства Михаил Копейкин поясняет, что к законотворчеству чиновников подтолкнуло несостоявшееся приобретение “Силовых машин” немецкой Siemens. Дворкович отмечает, что в различных отраслях будут разные критерии: “Об этом говорит опыт США, Франции и Германии, который изучался”.

Но если использовать опыт этих стран напрямую, результат может получиться впечатляющим. “Ограничения при производстве товаров в отличие от рынков услуг не регулируются правилами ВТО, поэтому вводить их можно в любом количестве, – рассказывает высокопоставленный чиновник Минэкономразвития. – Даже в гражданских областях в каждой развитой стране десятки ограничений для иностранцев”. В США, по его словам, иностранцам запрещено владеть более чем 20% акций теле- и радиокомпаний и 25% голосующих акций авиаперевозчиков. А член совета по внешней и оборонной политики Виталий Шлыков отмечает, что иностранцы не могут приобрести компанию ВПК без одобрения Пентагона.

Дворкович допускает, что ведомства попытаются максимально расширить список отраслей, закрытых от иностранцев. Этого же опасается Копейкин. “Но конечный результат будет хорошим, – обещает Дворкович. – Законопроект внесет ясность, а не будет предполагать расширение ограничений для иностранного капитала”.

Но министерства не признались в протекционистских замыслах. “Единственное необходимое ограничение – это запрет на владение землей сельхозназначения, а оно и так уже действует”, – сказал министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. А Ринат Гизатулин из Минприроды утверждает, что кроме запрета для компаний, контролируемых иностранцами, на разработку стратегических месторождений никаких других ограничений его министерство лоббировать не намерено.

Бизнесмены восприняли новость по-разному. “Иностранцы могут по дешевке скупить хорошие активы, и государству разумно заниматься протекционизмом”, – считает гендиректор “Уральской стали” Назим Эфендиев. “Правительство страны имеет право определять свою политику”, – говорит представитель британской BP.

Иностранцы активно скупают российские активы, особенно сырьевые. Крупнейшей сделкой 2003 г. была продажа 50% ТНК-BP, а 2004 г. – доли в “ЛУКОЙЛе” американской ConocoPhillips. Total вот уже несколько месяцев ждет разрешения российских властей на покупку доли в “НоваТЭКе”. Рынок наводнен слухами о том, что крупнейшие нефтекомпании мира готовят здесь новые покупки. Металлурги тоже смотрят на Запад: Новолипецкий меткомбинат и “Евразхолдинг“ готовят IPO в Европе. Впрочем, Александр Пухаев из ОФГ считает, что на IPO запрет не распространится, а коснется крупных прямых инвестиций иностранцев. “Металлурги продают доли иностранцам, но не захотят расставаться с контролем и будут продавать миноритарные пакеты. Запрет на эти операции вряд ли будет наложен”,  – верит Пухаев.