Союз неправых сил


“Эпизод III. Месть ситхов” соединяет две составные части галактической эпопеи ровно посредине: с эпизода четвертого в 1977 г. “Звездные войны”, как известно, начались, потом были пятая и шестая серии, затем долгий перерыв, и только в 2000-х гг. история стала достраиваться от начала к кульминации.

Сделав один из самых парадоксальных маркетинговых ходов в истории поп-культуры, Джордж Лукас открыл новую эпоху: в растянувшейся без малого на 30 лет эпопее “Звездных войн” главными в итоге оказались не революционные для своего времени спецэффекты, но тот факт, что здесь намертво срослись такие прежде далекие друг от друга понятия, как “миф” и “брэнд”. То есть, с одной стороны, “Звездные войны” постепенно стали центром огромной индустрии (атрибутика, компьютерные игры и т. д.). С другой (как отмечает, например, американский журналист Джон Сибрук), для многих фанатов этот фильм стал не только частью жизни, но и основой их идентичности. Да что там говорить, если мифология “Звездных войн” проросла даже в редакционную жизнь “Ведомостей”, да пребудет с нами Сила!

Вот еще о культе: пользователи главного мирового киносайта imdb.com, не дожидаясь официальной премьеры, выставляют фильму по 9–10 звезд из 10 возможных.

Это, конечно, крайности, но можно согласиться с тем, что “Эпизод III” откровенно лучше двух предыдущих, которые многим показались совсем уж детскими и даже глуповатыми. “Месть ситхов” для детей, во-первых, несколько жестока (по части, например, членовредительства), во-вторых, довольно мрачна. В смысле картинок и спецэффектов – красота в лучших традициях лукасовской студии Industrial Light and Magic. В смысле динамики действия – нормальный турбонаддув; зевать особенно некогда.

Что касается драматургии, то Джордж Лукас, как и обещал, замахнулся на трагедию. Классицистский конфликт чувства и долга, античная тема судьбы – все включено. Другое дело, что самый важный момент – собственно перерождение Анакина Скайуокера в Дарта Вейдера – провален: это, пожалуй, главное разочарование “Эпизода III”. Вряд ли стоит пинать за него только актера Хайдена Кристенсена; понятно все-таки, что и сам Джордж Лукас отнюдь не Расин.

Тем не менее все концы и начала сошлись – зрители “Звездных войн” оказались перед теми дверями, куда хитроумный мифотворец и блистательный маркетолог Лукас впустил их в 1977 г. “Эпизод IV. Новая надежда”. Вспоминайте, вспоминайте: принцесса Лея и синеглазый юноша Люк Скайуокер, космический ковбой Хан Соло и его косматый друг Чубакка. Хотите или нет, но, кажется, эта музыка будет вечной.