Toyota огорчила инвесторов


Toyota показала рекордный уровень продаж и прибыли за 2004 финансовый год, закончившийся 31 марта. Компания продала 7,4 млн автомобилей, что на 700 000 больше, чем в прошлом году, и закрепилась на 2-м месте в мировой табели о рангах. Чистая прибыль за 2004 финансовый год составила рекордные $11 млрд, что на 0,8% больше, чем в 2003 г. Впрочем, эти прекрасные результаты были омрачены неудачными итогами января – марта нынешнего года. Несмотря на то что выручка компании увеличилась на 4,3% до $46,2 млрд, чистая прибыль упала на 17% – с $3,3 млрд в прошлом году до $2,76 млрд.

Снижение прибыли в IV квартале привлекло внимание инвесторов и дало повод для критики нескольким аналитикам с Уолл-стрит, которые снижали рекомендации по акциям компании последние несколько месяцев. Они аргументировали это тем, что автопроизводитель наносит вред прибыли, продолжая увеличивать выпуск автомобилей и воюя с конкурентами за долю на рынке.

Слабые результаты в IV квартале наглядно показывают, что даже на такую могущественную компанию, как Toyota, одну из самых финансово крепких корпораций, может повлиять сложная бизнес-обстановка в мире. Растущие цены на такое ключевое сырье, как резина и сталь, делают проблематичным контроль над затратами.

Между тем корпорация увязла в войне со своими конкурентами на ключевом для нее рынке – США. Компания ведет ценовую войну с GM и Ford, которые предлагают внушительные скидки на свои автомобили. Toyota и другие японские автопроизводители в долгу не остались и предложили свою дисконтную систему, что несомненно отразилось на прибыли.

После объявления компанией результатов инвестиционное сообщество начало беспокоиться, что компания жертвует прибылью ради увеличения доли на рынке США. В результате, акции Toyota на Нью-Йоркской фондовой бирже за среду-четверг снизились на 1,6% – до $72,34. Топ-менеджмент компании был раздражен вопросами о действиях компании, предпринимаемых для увеличения выпуска автомобилей.

Toyota строит новые заводы по всему миру. Компания отчиталась о двукратном росте количества зарубежных предприятий за 10 лет – сейчас их 51. За последние несколько месяцев Toyota объявила о том, что наряду со строительством новых заводов в Северной Америке намерена развивать производство в России, Таиланде и Индонезии. Также автогигант поделился планами по увеличению затрат на оборудование и развитие заводов. Компания намерена пустить на эти цели до $19 млрд, а в 2003 г. потратила $17 млрд. Toyota сообщила, что к 2010 г. намерена увеличить свою долю на мировом автомобильном рынке с нынешних 12% до 15%.

Тем временем корпорация так быстро захватывает рынок, что пару недель назад председатель совета директоров Хироси Окуда заявил, что компании, возможно, придется ослабить конкуренцию с американскими компаниями, повысив цены на свою продукцию, либо же поделиться с ними своими технологиями.

В среду менеджеры компании защищали планы компании по экспансии, говоря, что вкладывают в будущее и хотят соответствовать спросу. Ряд аналитиков допускает, что долгосрочное планирование компании – это хорошо, но они задаются вопросом: почему компания не инвестирует более осторожно, в то время как высокие затраты на материалы увеличивают стоимость строительства новых заводов? (WSJ, 11.05.2005, Родион Левинский)