Carlyle уходит из России


Россия приглянулась Carlyle еще в конце 90-х гг. В 1998 г. группа открыла московское представительство и начала собирать деньги для инвестиций в местные компании. Но кризис помешал Carlyle реализовать грандиозные планы, и создание фонда пришлось отложить. В 1999 г. Carlyle купила 57% акций “Аптеки-Холдинг”. Но в 2000 г. российское представительство было закрыто – Carlyle предпочла уйти с высокорискованного рынка.

Тем не менее спустя три года Россия снова привлекла внимание американских управляющих. В марте 2004 г. Carlyle объявила о возвращении на наш рынок и открытии нового представительства в Москве. Управляющими директорами по России стали Джошуа Ларсен и Андрей Терехов, занимавшийся прямыми инвестициями в Baring Vostok Capital Partners. Они занялись поисками проектов, способных заинтересовать инвесторов. В начале этого года один из представителей группы даже интересовался потенциальной возможностью инвестировать средства в Independent Media.

Однако на днях Carlyle неожиданно решила закрыть российский проект. Связаться с Тереховым не удалось, а Ларсен не стал комментировать решение головного офиса. Как рассказала “Ведомостям” представитель Carlyle в Лондоне Кэтрин Элмор-Джоунз, решение обусловлено ухудшением инвестиционного климата в России. “Он не отвечает нашим ожиданиям, [ситуация] плохо предсказуемая, и мы не смогли найти достойных проектов, под которые можно было бы сформировать специальный фонд (объем которого, по планам управляющих, должен был составить $300 млн. – “Ведомости”)”, – сказал она.

Через несколько месяцев, по словам Элмор-Джоунз, Carlyle окончательно закроет московский офис, в котором работало четыре специалиста по инвестициям; трое из них уже покинули компанию. Впрочем, добавляет она, группа продолжит следить за российским рынком и возможности для инвестиций в средне- и долгосрочной перспективе сохраняются. “Они могут проводиться через европейские и американские фонды Carlyle”, – пояснила Элмор-Джоунз.

Инвестиционный климат в России оставляет желать лучшего, соглашаются с западными коллегами работающие в России управляющие. Представитель одной из крупных международных управляющих компаний вспоминает, что в прошлом сентябре, когда Carlyle привезла в Москву группу потенциальных инвесторов для знакомства с местным бизнесом, Россия встретила их новостью о грядущем аукционе по “Юганскнефтегазу”. “[Инвесторы] уезжали в замешательстве”, – указывает он. Политические риски в России высоки, признает сотрудник Baring Vostok Capital Partners, работающей в России более 10 лет, но они не выше, чем пять или 10 лет назад, подчеркивает он.

Согласны управляющие и с дефицитом хороших проектов, отпугнувшим клиентов Carlyle. “Здесь просто некуда вкладывать, – сетует директор одной из западных управляющих компаний. – Цены достаточно высоки, а качество бизнеса растет медленно”. Привлекательные отрасли есть, добавляет он, но предприниматели стремятся найти стратегического инвестора или привлечь деньги через IPO.

Президент управляющей компании “Тройка Диалог” Павел Теплухин считает, что, работая в России, не стоит следовать западным канонам прямого инвестирования – купить небольшой пакет и издали наблюдать за работой компании. “Когда мы вкладываем деньги в проект, мы садимся с менеджерами и вместе составляем бизнес-план, готовим отчетность и т. д., – говорит Теплухин. – Поэтому для нас количество доступных проектов гораздо шире”. Достойные проекты есть, утверждает управляющий директор Delta Private Equity Partners Кирилл Дмитриев, просто изменилась ситуация на рынке: “Теперь, чтобы привлечь средства, инвесторам необходимо на конкретных примерах показать, насколько успешными могут оказаться их инвестиции”. Солидарен с коллегами и главный управляющий директор Alfa Capital Partners Ричард Собел: “Очень интересны компании, производящие товары народного потребления, сектор услуг, производство стройматериалов”. А Теплухину нравится все, что связано со сферой информационных технологий. Эти проекты, по его оценкам, могут приносить 100% в год на протяжении десятилетий.