Госдума ответила Бурджанадзе


Позавчера спикер грузинского парламента Нино Бурджанадзе, констатировав нежелание России быстро выводить с территории Грузии две военные базы (из-под Батуми и Ахалкалаки), пригрозила “потребовать от правительства реализации” постановления “об одностороннем выводе” баз, принятого парламентом еще 9 марта. В нем содержатся рекомендации “прекратить выдачу виз российским военнослужащим, запретить какую-либо деятельность за пределами баз, не связанную с выводом техники за пределы страны, и запретить ввоз Россией каких-либо материалов и топлива, за исключением необходимого для вывода баз”.

Госдума расценила слова Бурджанадзе как объявление односторонней блокады и вчера в экстренном порядке приняла (412 голосов “за”, один воздержался) специальное обращение к президенту Владимиру Путину и правительству. В нем говорится, что “создается угроза жизни, здоровью и имуществу российских военнослужащих”, которая “дает России все основания для принятия адекватных мер”.

В качестве таковых думцы предлагают: отзыв российского посла, немедленное прекращение выдачи виз гражданам Грузии, ужесточение мер по депортации грузинских граждан, находящихся на территории России без оформления виз и с нарушением правил регистрации. По их мнению, наказать грузин можно и экономически – в дальнейшем поставлять им энергоносители и электроэнергию по мировым ценам при одновременном уменьшении объемов поставок.

Один из соавторов проекта обращения – Константин Затулин из комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками сетует на запоздалое его принятие. Из его слов следует, что думское руководство занялось подготовкой обращения только после получения одобрения Кремля.

В Тбилиси, однако, не верят в то, что российские власти действительно реализуют свои угрозы. А председатель комитета парламента Грузии по внешним связям Константин Габашвили назвал обращение Госдумы “совершенно диким”.

С ним согласен Александр Скаков из Российского института стратегических исследований. Он считает, что в нынешних условиях Россия может позволить себе только отозвать посла и приказать персоналу баз защищать себя, если на них нападут.

Один из высокопоставленных членов правительства Грузии считает, что “Газпром” никогда не пойдет на реализацию “одиозных” требований Госдумы по сокращению поставок газа. Тем более что “через грузинский газопровод идут и поставки в Армению, у которой нет отдельного трубопровода, и любые попытки перекрыть вентиль грузинам чреваты ссорой с армянами”, считает Скаков.

Идею депортировать грузин из России и отказывать им в визах Скаков считает “как минимум не лучшей”. “Нельзя отождествлять режим [Михаила Саакашвили] с грузинским народом, тем более что в России живет достаточно много грузин”. Председатель Нацбанка Грузии Роман Гоцеридзе отмечает, что “предложение о депортации компрометирует сами российские власти”.

Кроме того, вчера грузинские политики уже не позволяли себе откровенно враждебных заявлений в адрес России. Министр обороны Ираклий Окруашвили публично пообещал не принимать “никаких жестких мер в отношении российских военных баз в Грузии, пока есть шансы для достижения соглашения по срокам вывода баз на условиях, приемлемых для Грузии”. А глава грузинского МИДа Саломе Зурабишвили сообщила журналистам, что российско-грузинские консультации продолжаются. Это подтвердил “Ведомостям” председатель думского комитета по международным делам Константин Косачев.