Искушение на красном и черном


Военных действий в фильме Огородникова нет. В уральском фабричном городке есть колония с пленными немцами, есть госпиталь, есть проезжающие мимо поезда. Из одного бывшим одноклассникам, а ныне рабочим танкового завода придется выгружать трупы блокадников. “Бабы-дуры их накормили от пуза, а они и того”, – хохотнет сопровождающий поезд солдат. И подмигнет: мол, привыкайте, мужики. И мужики один за другим подадут заявления с просьбой отправить их на фронт добровольцами.

Эвакуированные, сутолока, невнятица, диалоги почти как в фильмах Киры Муратовой, но без горечи и издевки: их абсурдность проистекает из абсурдности самой ситуации. Потом сутолока в кадре прекратится, а в звуке останется. “Молчаливых” сцен в фильме нет, голоса постоянно накладываются друг на друга, переплетаются, в начале каждого нового эпизода звучат финальные слова предыдущего, беспрестанный гул, шум, обрывки песен. Из голосовой сумятицы постепенно возникают герои: молодые рабочие, контуженый военрук, отвоевавший в Испании, эвакуированная красавица при малыше и скрипке, бригадир с волчьими глазами и легкая, вьющаяся Сима, любящая красное, как всякий юродивый.

Основа сюжета фильма – опасная страсть бригадира Голембиевского к эвакуированной Лиде. О ней же мечтает военрук – как две капли воды Лида похожа на его утонувшую перед свадьбой невесту. О ней же шепчет-приговаривает Сима, наложница бригадира, безответно влюбленная в одного из рабочих. Огородникова интересуют “чувства живого человека в неудобных обстоятельствах”, потому что в этих обстоятельствах чувства и остры, и громки.

К концу картины становится ясно, что главными ее героями были отправляющиеся на фронт мальчики. Но лучшие актерские работы оказались у тех, кто играл оставшихся в тылу. Это Петр Семак в роли бригадира-вора, Алексей Девотченко, сыгравший бредящего Испанией капитана Шатрова, а самая потрясающая роль – Симы – у Елены Калининой.

Было бы уместно сравнивать “Красное небо. Черный снег” с фильмом “Барак” – оба они о человеческих страстях в неудобных обстоятельствах, оба сняты в уральском городе Сатка, и второй раз режиссер работает с драматургом Виктором Петровым, который написал сценарий по мотивам рассказа Василия Коньякова “Не прячьте скрипки в футляры”.

Но несмотря на то что режиссер считает свою картину апологией человека образца 1943 г. и подчеркивает это цветом, звуком, костюмами, есть в его героях удивительная современность, заставляющая вспомнить “Взломщика” – первую картину Валерия Огородникова. Там тоже шли две параллельные жизни: доброго искреннего мальчика и его непростого старшего брата, которого играл Константин Кинчев, чьими любимыми цветами были тогда красный и черный.