ММП копит на ледоколы


Мурманское морское пароходство (ММП) пользуется государственным ледокольным флотом с 1993 г. В 1998 г. пароходство подписало с КУГИ Мурманской области договор доверительного управления ледоколами. Документ неоднократно критиковался Счетной палатой. В 2004 г. аудиторы указали, что договор нелегитимен, поскольку подписывался территориальными, а не федеральными властями. А госбюджет от этого договора, по данным Счетной палаты, недосчитался в 2002–2004 гг. 468 млн руб. Второй год аудиторы пытаются добиться расторжения договора с ММП. Счетная палата настаивает на передаче ледоколов специальному ФГУПу или казенному предприятию. Больше всего это было бы на руку основному потребителю ММП – “Норильскому никелю”, говорит близкий к пароходству источник. Услуги ледоколов оплачиваются по фиксированному тарифу, установленному в 2003 г. приказом Минэкономразвития. Но ставки на фрахт своих судов – танкеров и сухогрузов ММП устанавливает самостоятельно. “Норникель” вынужден фрахтовать эти суда по завышенным ставкам, чтобы воспользоваться ледоколами, объясняет собеседник “Ведомостей”.

Но теперь ММП просит повысить ему тариф и на ледовую проводку судов – в среднем на 25%. Об этом “Ведомостям” рассказали близкий к пароходству источник и чиновник Минтранса. Свое предложение ММП направило в Минтранс и Федеральную служу по тарифам (ФСТ) около двух месяцев назад. Его предварительное рассмотрение пройдет в июне, говорит чиновник Минтранса. Свою просьбу пароходство объясняет ростом цен на ядерное топливо, из-за чего увеличились расходы на содержание ледоколов. ММП настаивает, что может столкнуться с дефицитом средств в 400 млн руб. и не сможет нормально содержать ледоколы, говорит чиновник Минтранса. В ФСТ и Мурманском пароходстве от комментариев отказались.

По отчетности ММП, “Норникель” – крупнейший потребитель пароходства и за девять месяцев принес ему 17% выручки. Но близкий к пароходству источник замечает, что без “Норникеля” бизнес ММП сократится втрое. С ним согласен и директор консалтинговой компании TransCare Владимир Ашурков. Установленный государством тариф на проводку 1 т груза цветных металлов составляет 1530 руб. И повышение ставки “Норникелю” вряд ли понравится, считает близкий к пароходству источник. В прошлом году “Норникель” начал строительство собственного флота. Первый арктический сухогруз за $70 млн будет готов в 2006 г. “Он спроектирован таким образом, что должен справиться с прохождением Севморпути без помощи ледокола”, – говорит один из менеджеров “Норникеля”.

Закончить формирование флота компания планирует к 2008 г. “Скорее всего, ММП напоследок решило получить как можно больше денег перед потерей такого крупного потребителя”, – уверен один из экспертов шиппингового рынка, пожелавший остаться неназванным. А сенатор Дмитрий Скарга, экс-глава “Совкомфлота”, считает, что ММП рассчитывает собрать средства на собственный ледокольный флот. “Без ледоколов ММП потеряет рынок, а на фоне жесткого давления со стороны Счетной палаты пароходство может к этому готовиться”, – замечает он. В ближайшие несколько лет у ММП и без “Норникеля” могут появиться потребители – когда начнется разработка северного шельфа, говорит Скарга. “И ММП понадобятся современные ледоколы для перевозки этой нефти”, – констатирует он.