Пусть глупо, но смешно


Пять лет назад Коул прославился фильмом “Спасите Грейс!”, где немолодая актриса Бренда Блетин высаживала у себя дома в цветочных горшках марихуану, и это было смешно. Потом последовал фильм “Девушки из календаря”, для которого еще одна немолодая англичанка, Хелен Миррен, раздевалась догола, и это тоже оказалось смешным. Посмеяться есть над чем и в его новом фильме.

Эмили (Аманда Пит) носит смешную готическую одежду, пьет как сапожник, курит и красит ногти в черный цвет. Оливер (Эштон Катчер) носит рубашки навыпуск на два размера больше, чем нужно. Он едва закончил школу и строит развернутые планы на будущее. Эмили и Оливер приехали к аэропорту одновременно. За пять минут Эмили успела поссориться и расстаться со своим спутником рок-музыкантом, а Оливер сумел ее сфотографировать. Расстроенная Эмили заприметит Оливера в зале ожидания, а как только взлетит самолет, постучится к нему в туалет.

За полтора часа фильма проходит семь лет, поделенные титрами на пять главок — “Три года спустя”, “Два года спустя” и т. д. Оливер успевает разбогатеть и разориться. Эмили – перестать мечтать об актерской карьере и стать фотографом. Они станут нормально одеваться. Герои живут за 400 миль друг от друга и редко встречаются. Их отношения начались с секса, продолжились дурацкими шутками, и все семь лет они колеблются между дружбой и любовью.

Снимать романтические комедии – дело исключительно неблагодарное. Сделаешь упор на романтику – обвинят в сопливой сентиментальности. Акцентируешь слово “комедия” – скажут, что шутки глупые. С фильмом “Больше, чем любовь” получилась вторая история. Американские критики написали, что Оливер и Эмили выглядят как люди, не прочитавшие в жизни ни книги, ни газеты. Меж тем “Больше, чем любовь” выглядит, пожалуй, забавнее и осмысленнее, чем популярная старая картина “Когда Гарри встретил Салли”, откуда и взята магистральная линия “дружба-или-секс” фильма Коула.

Герои плюются через трубочку, обедая в японском ресторане, играют в “кошка сдохла, хвост облез” и спят голышом в машине, в темноте припарковав ее прямо у национального парка. Но все эти сцены подросткового разгильдяйства начисто лишены пошлости. Конечно, интеллектуальные шутки в духе Питера Гринуэя выглядят значительно солиднее. Но надо признаться, что бывают ситуации, когда яркое и простое, как открытка с Гавайев, кино может показаться более желанным и своевременным.