ВЕКТОР


“Итера”, с газовым бизнесом которой уже покончено, решила переключиться на нефтяной. В апреле она купила у “Роснефти” Журавское месторождение в Ставропольском крае с запасами 6,8 млн т и ежегодной добычей 330 000 т нефти. “Роснефть”, ставшую собственницей некогда крупнейшей “дочки” “ЮКОСа” – “Юганскнефтегаза”, теперь такая “мелочь”, конечно, не интересует. Зато представители “Итеры” хвастаются, что покупка обошлась им “очень недорого”, и обещают запустить месторождение к концу 2005 г. А в следующем году “Итера” планирует начать добычу на другом нефтяном месторождении – Погромненском в Оренбургской области с запасами 2,7 млн т и годовой добычей 360 000 т нефти. Выбиться в лидеры российской “нефтянки” “Итере” не светит. Но проект по превращению из крупного газового трейдера в малую нефтяную компанию может оказаться самым удачным из последних начинаний “Итеры”. По крайней мере, лучше потихоньку качать нефть и получать за это деньги, чем впустую тратить силы на возвращение себе утраченных позиций по поставкам туркменского газа на Украину.

ФСФР предупреждает

Лондонская фондовая биржа (LSE) сделала неприятный сюрприз инвестбанкам и российским эмитентам, назвав голландскую фирму Pyaterochka Holding N.V. российской компанией, включенной в листинг биржи. Именно Pyaterochka Holding N.V. провела IPO на LSE и привлекла $600 млн. А активы компании – универсамы сети “Пятерочка” – находятся в России. На сообщение LSE обратила внимание Федеральная служба по финансовым рынкам и официально предупредила, что “размещение акций на иностранных биржах иностранных холдинговых компаний, основная часть активов которых находится в России, представляет собой одну из форм обхода норм российского законодательства”. Регулятор говорит о необходимости получить его разрешение на выпуск депозитарных расписок на акции российской компании. Так ФСФР пытается предотвратить переток нашего фондового рынка на Запад или хотя бы контролировать его.

Но формально при проведении IPO “Пятерочки” закон нарушен не был – голландская компания не обязана обращаться за разрешением в ФСФР провести размещение своих бумаг в Лондоне. И в службе это понимают. Тем не менее ФСФР предупредила иностранные инвестиционные банки и российских эмитентов, что ей не нравятся такие схемы проведения IPO, и “убедительно предложила им воздержаться в дальнейшем от подобной деятельности”.

Это не первое предупреждение ФСФР. Несколько месяцев назад она распространила заявление, в котором осудила российские структуры Deutsche Bank (т. е. Объединенную финансовую группу) за выпуск депозитарных расписок на акции Сбербанка. Никаких последствий для ОФГ заявление регулятора не имело. Так будет и на этот раз. Конечно, у ФСФР есть рычаги воздействия и на инвестбанки, и на эмитентов. Но председатель ФСФР Олег Вьюгин подчеркнул, что ему хоть и не нравится происходящее, действовать служба будет по закону. Поэтому “Евразхолдинг“ – точнее, люксембургская Evraz Group, – собирающийся провести IPO по такой же схеме, вряд ли будет ее менять.

Лучше синица в руке

Не так поняли

Правление “Российских железных дорог“ утвердило предварительный финансовый план монополии на 2006-2008 гг., который поражает своей амбициозностью. За 2005 г. РЖД прогнозирует выплатить 900 млн руб. дивидендов, на 2006 г. – 1,8 млрд руб., на 2007 г. - 4 млрд руб., в 2008 г. – 5,1 млрд руб. Правда, в нынешнем году железнодорожная монополия предлагает чиновникам из предложенных 875 млн руб. дивидендов забрать лишь 5 млн руб. А остальное оставить компании на перенос 40 км железнодорожных путей из зоны затопления Бурейской ГЭС. Очевидно, РЖД всерьез рассчитывают “купить” чиновников на посулы шикарных дивидендов в будущем.

Но сами чиновники утверждают, что не в состоянии постигнуть арифметику РЖД. Львиную долю доходов монополии приносят грузовые перевозки. Но рост грузоперевозок до 2008 г. сама РЖД оценивает максимум в 5%. При этом в рамках реформы, монополия должна сократить свою долю на рынке до 50%. Причем по законодательству она не имеет права никому отказывать в перевозке. Поэтому на фоне бурного развития частных операторов, которые предпочитают возить высокодоходные грузы – нефть, металлы и т.д., РЖД вынуждены удовлетворять спрос на низкодоходные первозки – зерна, угля и др. Поэтому за счет чего монополия рассчитывает в пять раз увеличить дивиденды, чиновникам непонятно. Скорее всего, говорят они, когда придет время платить по счетам, РЖД поступит в традиционной для себя манере – скажет, что ее два года назад не так поняли. Совсем недавно именно так поступил президент РЖД Геннадий Фадеев. Сначала он пообещал чиновникам 16 млрд чистой прибыли и 1,6 млрд руб. дивидендов за 2004 г. Но потом оказалось, что прибыль и дивиденды вдвое меньше. Случившуюся коллизию Фадеев впоследствии объяснил тем, что его неправильно поняли.