Без Siemens не обойтись

У Владимира Потанина и Олега Дерипаски разные представления о будущем “Силовых машин”/ Д. Гришкин

Эпопея с продажей “Силмашин” тянется больше года. “Интеррос” начал объединять “Силмашины” с “Объединенными машиностроительными заводами” (ОМЗ), но внезапно получил предложение от Siemens. Президент “Интерроса” Владимир Потанин принял волевое решение – расторгнуть сделку с ОМЗ и начать переговоры с немцами. Siemens собирался купить 73,4% акций “Силмашин”, инвестировать в компанию 250 млн евро и передать ей новые технологии. Но на пути этой сделки стали российские чиновники, которых смутила возможность продажи иностранцам оборонных мощностей, входящих в “Силмашины”. Пока Siemens около года терпеливо ждал решения властей, на “Силмашины” появился еще один претендент – “Базэл” Олега Дерипаски. Одна из его компаний тоже направила в ФАС свое ходатайство на покупку “Силмашин”.

Казалось, развязка наступила в апреле, когда ФАС отказала Siemens. Но министр экономического развития Герман Греф вскоре заговорил о новой конфигурации сделки. Позднее это подтвердил исполнительный директор Siemens Клаус Кляйнфельд. Но суть переговоров они оставили в тайне.

Как удалось выяснить “Ведомостям”, теперь “Интеррос” уговаривает Siemens купить блокирующий пакет акций “Силовых машин”. Об этом рассказали несколько топ-менеджеров российских компаний, знакомых с ходом этих переговоров. По предположению одного из них, о результатах переговоров станет известно уже на этой неделе.

В самом Siemens и “Интерросе” от комментариев воздержались. Но об их переговорах наслышаны российские чиновники. “Я знаю об этом и думаю, что речь, как и прежде, идет о продаже доли в обмен на инвестиции в компанию и предоставление технологий. Только исходя из новой доли денег будет меньше”, – уточняет один из них. Собеседник “Ведомостей” считает Siemens лучшим инвестором для “Силовых машин” из всех возможных.

Однако у такой сделки найдется немало противников, продолжает чиновник. Таким он считает прежде всего Олега Дерипаску, чья компания “Базовый элемент” предлагала Потанину выкупить у него “Силовые машины”. Источники, близкие к “Базэлу”, подтверждают, что группа хотела купить у “Интерроса” компанию на тех же условиях, что и Siemens, и теперь ждет ответа. “Базэл” запрашивал разрешение антимонопольной службы на покупку “Силовых машин”, но пока не получил его.

Дерипаска думает создать на базе “Силовых машин” целый энергомашиностроительный холдинг, докупив еще и ОМЗ, рассказывает чиновник правительства. По его словам, формированием холдинга занялся бы бывший запред правления “ЮКОСа” Петр Золотарев, недавно трудоустроившийся в “Базэл”. “Предложение о покупке ОМЗ “Базэл” намерен сделать, только если “Интеррос” согласится продать ему “Силмашины”. Покупка двух компаний, по его словам, может обойтись компании Дерипаски примерно в $400 млн”, – уточняет источник, близкий к “Базэлу”. А Siemens, продолжает он, мог бы стать младшим партнером в таком объединении. “От наших банков-консультантов мы слышали, что “Базэл” интересуется ОМЗ. Но предложений по продаже мы не получали”, – признался “Ведомостям” источник, близкий к акционерам ОМЗ.

Не ясно, какой из вариантов больше понравится Кремлю. Владимир Путин поручил правительству к 1 ноября подготовить законопроект, который ограничит участие иностранного капитала “в предприятиях, выполняющих оборонный заказ”. Под это определение подпадают и “Силовые машины”, хотя, как говорят чиновники в Кремле и Белом доме, критерии (например, доля оборонзаказа в бизнесе) отнесения предприятий к “закрытой экономике” еще не сформулированы. “Пока официального обращения от Siemens на такую сделку не было. Будем решать проблему по мере ее поступления”, – заключает высокопоставленный правительственный чиновник.

По мнению аналитика Объединенной финансовой группы Елены Сахновой, оба варианта – продажа Siemens и Дерипаске – примерно равноценны. Она подозревает, что Siemens думает купить блокирующий пакет с прицелом на контроль. А Денис Нуштаев из “Метрополя” по-прежнему считает любую сделку с Siemens лучшим для “Силмашин”, нежели продажа Дерипаске. Тем более что, по его оценке, справедливая цена “Силовых машин” и ОМЗ много выше $400 млн. В субботу капитализация “Силмашин” в РТС составляла $339,4 млн, а ОМЗ – $133,05 млн.