Хедж-фонды погорели на General Motors


В последние месяцы хедж-фондам, которые в погоне за максимальной прибылью зачастую проводят рискованные операции с использованием заемных средств и производных инструментов, не удается делать деньги, поскольку на многих рынках нет значимых колебаний либо на них сложилась непредсказуемая ситуация. По данным Hennessee Group, рассчитывающей индекс доходности хедж-фондов, в апреле они понесли убыток в 1,75%. Это один из худших показателей со времени краха фонда Long Term Capital Management (LTCM) в 1998 г. С начала года индекс Hennessee упал на 1,62%.

Публикация данных Hennessee на прошлой неделе совпала с распространившейся по рынку информацией о серьезных убытках, понесенных хедж-фондами в последние дни. Многие из них покупали облигации GM, сильно подешевевшие после мартовского заявления о падении рентабельности компании. Одновременно они открывали короткие позиции по акциям GM (продавали взятые в долг акции с намерением купить их после падения).

Обе стратегии оказались неверными. 4 мая крупный инвестор Керк Керкорян признался во владении 3,9% акций GM и сделал оферту на покупку еще 5%, из-за чего эти бумаги подскочили на 18%. А на следующий день Standard & Poor’s снизило рейтинги GM и Ford до спекулятивного уровня, опустив котировки их облигаций еще больше. Под понижение попали обязательства на $291,8 млрд и $161,3 млрд соответственно. “Учитывая масштаб изменений, [у игроков рынка] могут возникнуть весьма серьезные проблемы. И это может быть лишь верхушка айсберга”, – говорит аналитик Action Economics Ким Руперт.

Проблемы возникли и на рынке обеспеченных долговых обязательств (CDO) – производных инструментов, представляющих собой пул кредитов и облигаций разных эмитентов, разбиваемый на транши с разной степенью риска. Многие хедж-фонды покупали самые рискованные транши, рассчитывая на рост цен, и продавали наименее рискованные, рассказывает аналитик J.P. Morgan по кредитным деривативам Майк Харрис. Но они не ожидали, что S&P так быстро снизит рейтинги GM и Ford, долги которых входят во многие CDO. В результате рискованные транши подешевели, а безопасные – подорожали. В прошлый вторник S&P заявило, что снижение рейтингов GM и Ford негативно отразится на 44 пулах CDO, а затем снизило рейтинги нескольких пулов, организованных Deutsche Bank и BNP Paribas. По оценке Bank of America, “хедж-фонды, работающие с кредитными инструментами, могут нести убытки в течение трех месяцев подряд и это может спровоцировать дальнейшие продажи”.

Заставили поволноваться инвесторов и три ведущих европейских хедж-фонда. Лондонская Man Group сообщила, что ее ключевой фонд с активами в $10 млрд, играющий на рыночных тенденциях, понес в апреле убыток в 3,1%, а с начала года – 5,6%; фонд акций с начала года потерял 20%. Один из крупнейших в мире фондов конвертируемых облигаций под управлением лондонской GLG Partners (активы – $13 млрд) в апреле потерял 5,2%, а с начала года – 8,6%. Пять фондов под управлением мадридского Vega Asset Management потеряли в апреле 1–5%. Все это без учета возможных потерь последних дней.

Слухи о проблемах хедж-фондов стали настолько сильны, что GLG пришлось сделать заявление о том, что с ее фондами “все в порядке” и “повода для беспокойства нет”. Однако председатель Комиссии по ценным бумагам и биржам США Уильям Доналдсон в четверг предупредил, что попытки хедж-фондов получить прибыль любой ценой могут закончиться катастрофой для их инвесторов.

Впрочем, не только для них – хедж-фонды приобретают все большее влияние на мировом рынке. По данным Hedge Fund Research, в I квартале активы под их управлением превысили $1 трлн, им уже доверяют деньги пенсионные и благотворительные фонды. Barclays Capital отмечает, что ликвидность на рынках в последние пару недель сильно упала, потому что долгосрочные инвесторы стараются не брать лишний риск, пока хедж-фонды распутывают свои позиции.

Умы участников рынка будоражат воспоминания о LTCM. Из-за дефолта в России, где фонд работал с ГКО-ОФЗ и форвардными контрактами “рубль-доллар”, он потерял $4 млрд и в октябре 1998 г. оказался на грани краха. Тогда замерла вся мировая финансовая система: у LTCM были открыты позиции по всему миру на $1,25 трлн. Неурядицы не обошли стороной и инвестбанки, которые работают с хедж-фондами, в том числе кредитуют их. Во вторник, когда появилась первая информация о проблемах хедж-фондов, акции Deutsche Bank упали на 3%, J.P. Morgan Chase – на 2,4%. Deutsche Bank отказался комментировать “рыночные слухи”. (Использованы материалы FT, WSJ.)