Месть Гамлета


В субботу прокуратура Москвы объявила о возбуждении уголовного дела по факту присвоения и растраты в “АЛРОСА” 153 млн руб. (статья 160 УК). По словам представителя прокуратуры Сергея Марченко, эти деньги были выведены из компании “в результате очевидно невыгодных финансовых операций”. Обвиняемых в деле нет, но теоретически прокуратура может обвинить любого из 25 членов правления “АЛРОСА”, замечает Алексей Попов из юрфирмы “ЮСТ” . Прокуратура проверит финансово-хозяйственную деятельность “АЛРОСА” и ее контрагентов, обещает Марченко.

По словам источника, близкого к следствию, дело касается депозита, “неудачно размещенного” алмазной монополией в одном из российских банков. Источник, близкий к компании, уточняет, что прокуратура взялась за договор о депозите на 1,6 млрд руб., заключенный “АЛРОСА” и банком “Возрождение” в апреле 2003 г. Депозит был размещен по низкой ставке – 2% годовых, вспоминает он. На тот момент ставка банка для других клиентов достигала 10–13%. По данным российских СМИ, депозит был размещен на 48 дней, а потом продлен еще на 201 день.

Договор подписывался начальником казначейства “АЛРОСА” Игорем Куличиком и управляющим центральным филиалом банка “Возрождение” Михаилом Гогией. “Документ был, но ставка в нем была указана рыночная – 9%, а 2% ставились в скобках на случай досрочного расторжения договора”, – подтверждает Куличик. Правоохранительные и налоговые органы в конце 2004 г. интересовались этой историей, но ничего не нашли и дел не возбуждали, добавляет он. “Нас постоянно контролируют. Мы готовы дать любую нужную следствию информацию”, – говорит представитель “АЛРОСА” Андрей Гусенков. Получить комментарии в банке не удалось.

Историю с депозитом следователям напомнил бывший начальник правового управления компании Гамлет Акопян – по его заявлению, по словам Марченко, возбуждено дело. “Это его личная месть, он серьезно обиделся на прежнего президента Дмитрия Калитина и [президента Якутии] Вячеслава Штырова”, – считает экс-вице-президент “АЛРОСА” Герман Кузнецов.

50-летний юрист работал в “АЛРОСА” с 1995 г. и, по данным отчета компании за IV квартал 2003 г., владел 0,033% ее акций. Сотрудники компании вспоминают, что незадолго до отставки Акопян нелицеприятно отзывался о руководстве “АЛРОСА” и “обещал за что-то отомстить”. Формально, по словам Гусенкова, Акопян ушел в начале 2004 г., но подал заявление об уходе по собственному желанию за полгода до этого, а потом отгулял весь отпуск. Летом 2004 г., по данным “АЛРОСА”, Акопян подал иск в Замоскворецкий раонный суд, пытаясь доказать, что его вынудили уйти. До прихода в компанию он работал следователем по особо важным делам в Генпрокуратуре, расследовал дело ГКЧП, вспоминает один из коллег Акопяна. “Гамлет – принципиальный человек, старорежимной закалки, поэтому он вряд ли отступится”, – замечает он. Сам Акопян общаться с прессой не пожелал.

“Компаниям опасно плохо расставаться с юристами – те хорошо знают свои права. Но если “АЛРОСА” победит, она может наказать Акопяна, например привлечь за лжесвидетельство”, – предупреждает независимый юрист Олег Шеврин. Это дело может привести к новой смене руководства “АЛРОСА”, не исключает глава аналитического отдела ИК “Проспект” Наталья Одинцова. По ее мнению, это было бы на руку Якутии, у которой федеральные власти пытаются забрать контроль над “АЛРОСА”, и миноритарным акционерам компании, чьи акции (около 10%) арестованы в марте по настоянию президента “АЛРОСА” Александра Ничепорука. Представители миноритариев – “Ренессанс Капитала”, “Русских фондов” и Prosperity Capital Management – от комментариев отказались.