РАО ЕЭС испортили праздник


Чехарда со сроками закрытия реестра сразу оказалась в центре внимания участников рынка. Акции РАО – самые ликвидные бумаги, поэтому внимание к ним очень пристальное, говорит замгендиректора инвестгруппы “Открытие” Михаил Сухобок. Более 90% акций РАО сосредоточено у стратегических инвесторов, которые ими не торгуют. От переноса даты закрытия реестра могли пострадать прежде всего небольшие инвесткомпании и интернет-брокеры, осуществляющие клиентские операции или операции репо, рассуждает Хмеленко. Сухобок говорит, что клиенты его компании попросту не среагировали на первое объявление о переносе сроков.

Решение о переносе выходного дня с субботы, 14 мая, на вторник, 10 мая, правительство приняло в апреле. А 4 мая на сайте РАО ЕЭС появилась информация о том, что реестр акционеров для участия в годовом собрании будет закрыт не 10-го, как планировалось, а 11 мая, в первый рабочий день недели.

Попавшие в реестр акционеры имеют право на получение дивидендов. Поэтому акции публичных компаний перед закрытием реестра традиционно растут в цене, увеличиваются и объемы сделок с ними, напоминает трейдер банка “Юниаструм” Алексей Хмеленко.

11 мая оборот по акциям РАО на ММВБ вырос до 1,5 млрд руб. – более чем на треть по сравнению с предыдущим торговым днем, 6 мая.

Но в пятницу энергохолдинг расстроил спекулянтов, купивших его бумаги 11 мая в расчете на дивиденды. “Дата закрытия реестра утверждена советом директоров – 10 мая. Это решение не менялось. Появление информации на корпоративном сайте о переносе даты вызвано технической ошибкой”, – заявили в пресс-службе РАО.

В Федеральной службе по финансовым рынкам в субботу не смогли прокомментировать ситуацию с закрытием реестра РАО. Обращений недовольных инвесторов не было, уверяет представитель энергохолдинга. Но близкий к РАО источник допускает, что недовольные могут обратиться в суд. Перспективы судебных разбирательств собеседник “Ведомостей” прогнозировать не стал. А юристы оценивают шансы потенциальных истцов достаточно высоко.

Поскольку сведения о переносе даты закрытия реестра были размещены официальным информационным органом акционерного общества, повод для обращения в суд у инвесторов есть, а заявление РАО о технической ошибке может быть попыткой выстроить позицию для будущей защиты, считает директор юридической компании “Русские эксперты” Александр Шмаков. Если закрытие реестра выпало на выходной, оно по закону должно быть перенесено на следующий, первый рабочий день, поэтому приобретатели акций “ЕЭС России” могут через суд добиться включения в реестр и выплаты дивидендов, убеждена юрисконсульт “Пачоли. Аудиторская компания” Наталья Бобровская.

11 мая на ММВБ и в РТС было продано 181,2 млн акций РАО ЕЭС. Исходя из предполагаемых дивидендов держателям этих бумаг причитается 10,1 млн руб. – всего лишь чуть больше $350 000. Вряд ли для кого-то это могло стать серьезным заработком, считает Хмеленко. “Хотя получился очень некрасивый прецедент”, – добавляет он. Это досадный факт для рынка, он “дал повод для саркастических усмешек”, соглашается гендиректор УК “Проспект” Игорь Лосавио.

Проблема “отсечения” реестров для рынка не нова, несколько лет назад публикация даты закрытия реестра задним числом носила массовый характер, напоминает Сухобок. Он не смог вспомнить случаев судебных претензий со стороны инвесторов из-за некорректного информирования о дате закрытия реестра.