ВЕКТОР


Надежда на хозяина

Оказывается, во время прошлогоднего кризиса доверия свои банки финансово поддержали не только владельцы и основатели Альфа-банка и БИН-банка, но и ИМПЭКСБАНКа. Хотя у ИМПЭКСБАНКа “отток депозитов во время мини-кризиса в российском банковском секторе в 2004 г. был незначительным, однако акционеры предоставили банку дополнительную ликвидность в форме акций “Газпрома” на $120 млн, которые банк использовал для привлечения финансирования репо”, сообщило в конце прошлой недели в отчете международное рейтинговое агентство Fitch, комментируя присвоение рейтинга этому банку. На 1 января 2005 г. все обязательства ИМПЭКСБАНКа составляли $1,245 млрд, активы – $1,362 млрд.

В субботу губернатор Томской области Виктор Кресс заявил, что томская администрация ведет переговоры с “Аэрофлотом” о создании новой местной авиакомпании. Эта авиакомпания должна составить “реальную конкуренцию авиакомпании “Сибирь” на рынке федеральных и международных авиаперевозок, а также взять на себя функции по осуществлению внутрирегиональных перевозок”, цитирует слова Кресса “Интерфакс”. В “Аэрофлоте” подтверждают факт переговоров, но подробно комментировать их отказываются, ссылаясь на то, что они находятся в самой начальной стадии.

В отсутствие полноценной системы рефинансирования нашим банкам в трудные времена остается полагаться лишь на помощь богатых акционеров. А клиентам – уповать на то, чтобы обслуживающие их банки не постигла участь разорившихся “Кредиттраста” и “Диалог-Оптима”, владельцев которых конкурсные управляющие теперь обвиняют в выводе активов. Ведь не каждый банк может похвастаться богатым и, что не менее важно, сознательным хозяином.

Спешить некуда

Сейчас на томском направлении безраздельно правит “Сибирь”, которая считает для себя этот город важной стратегической точкой. ФГУП “Томск-Авиа” занимается только внутрирегиональными перевозками. “Аэрофлот” давно стремится к экспансии на внутреннем рынке. Аналитики полагают, что “Аэрофлот” совсем не напрасно стремится в регионы. Последние два года рост пассажиропотока на авиатранспорте в стране уверенно рос на 15% в год. Застопорился он только в этом году, когда взлетевшие цены на керосин вынудили авиаторов поднять цены на билеты. Но эксперты считают, что это временно и уже в этом году рынок пассажирских авиаперевозок вновь начнет расти.

Но пока у компании в отличие от ее конкурентов из первой пятерки имеются лишь две региональные “дочки” – “Аэрофлот-Дон” и “Аэрофлот-Норд”. Менеджмент компании присматривался и к другим активам. В частности, в прошлом году он вел переговоры о покупке 40% акций авиакомпании “Самара”. От “Аэрофлота” ждали и участия в торгах по продаже “Кубанских авиалиний”. Но компания рисковать не стала. Возможно, это и правильно. Лидерству “Аэрофлота” ничто не угрожает. Поэтому он может не торопясь продвигаться в регионы. К тому же сейчас перед “Аэрофлотом” стоит задача поважнее – как можно быстрее построить третий терминал в “Шереметьево”.

Мобильный офис – не панацея

Внедрение “мобильных офисов” – широко разрекламированной технологии, позволяющей сотрудникам компаний работать, не выходя из дома, сталкивается с психологическими трудностями. Люди, работающие удаленно, чувствуют себя оторванными от коллектива, испытывают недоверие работодателя и им сложнее продвигаться по служебной лестнице, чем их офисным коллегам, имеющим “доступ к телу” руководителей. Такие выводы можно сделать из результатов опроса европейских “мобильных работников”, проведенного IBM Institute for Business Value. У людей, пользующихся мобильным офисом, чаще возникают сложности как в общении с коллегами, так и дома – 61% опрошенных признаются, что им бывает трудно отделять работу от домашних дел. Компании, использующие удаленную рабочую силу, рассчитывают на существенное снижение издержек, ведь фирма, использующая мобильный офис, экономит на аренде офисных площадей, а ее сотрудники экономят время на ежедневных поездках на работу и обратно. Однако человеческий фактор вносит свои коррективы. Авторы исследования надеются, что часть проблем решится с развитием технологии видеоконференц-связи, позволяющей руководителю чаще смотреть в глаза сотруднику мобильного офиса, а также рекомендуют руководителям внедрять более объективные системы оценки сотрудников, основанные на результате его деятельности, а не на личном впечатлении.