Далеко до рынка


Разобраться с тем, как предприниматели определяют цены на свои товары и услуги, Росстат решил впервые. В исследование попали 445 видов продукции – все они входят в расчет индекса потребительских цен. Оказалось, что чиновники регулируют цены на почти половину из них (221 позиция), в том числе на 73 вида продовольственных и 63 – непродовольственных товаров, а также на 85 видов услуг.

В основном государство контролирует тарифы ЖКХ, предприятий транспорта и связи. Цены на них подлежат регулированию по федеральным законам или определяются в зависимости от расценок на услуги естественных монополий. Но при этом в каждом регионе чиновники стремятся ограничить аппетиты бизнесменов и в других отраслях. Так, 62 региона регулируют цены на гробы, 33 – на рытье могил экскаватором и 48 – вручную. Три региона даже регулируют тарифы на Интернет и услуги общественных туалетов. А в одном из субъектов установлен фиксированный тариф за обслуживание рублевых счетов, к которым оформлены пластиковые карты международных систем. Назвать этот регион в Росстате отказались.

Рекордсменом среди регионов оказалась Северная Осетия, где власти регулируют цены на 115 товаров и услуг. Там установлена предельная торговая надбавка не только на продукты питания и лекарства, но и детскую одежду и школьные принадлежности. Сотрудник отдела госрегулирования цен Минэкономики республики объяснил столь обширный перечень товаров необходимостью сдерживать розничные цены на “жизненно важную продукцию”.

При этом такое вмешательство чиновников только подстегивает инфляцию, выяснил Росстат. В Северной Осетии в I квартале она составила 6%, при этом в соседней Ингушетии, где контролируются цены на 27 товаров, – 4,7%, а в среднем по России – 5,3%. В Тульской области курица, цены на которую устанавливают чиновники, в марте стоила 70,39 руб. за 1 кг, а в соседних областях, где ограничений по цене нет, – 64,3–68,96 руб. за 1 кг.

Впору заняться созданием единого экономического пространства в стране, иронизирует руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. Контроль за ценами обычно не помогает сдерживать их рост, так что госрегулирование стоит оставить лишь для тарифов ЖКХ и естественных монополий, считает он. Правда, мотивы чиновников при этом в основном “политические”, замечает эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов. Регионы отвечают за социальное благополучие своих жителей, так что “нефинансовые методы регулирования цен там очень популярны”, поясняет он. По мнению Белоусова, доля нерыночного ценообразования после монетизации льгот и реформы губернаторских выборов будет “неизбежно снижаться”. Форсировать этот процесс федеральные чиновники не собираются. “Понятно, что определенные цены – например на услуги ЖКХ – должны контролироваться, что же касается остальных цен, то это должны решать внизу”, – говорит директор департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития Андрей Клепач.