Путина просят помочь Магнитке


Визита президента Владимира Путина в Челябинск с нетерпением ждали не только уральские чиновники, но и владельцы крупнейшего в России сталелитейного предприятия – Магнитогорского металлургического комбината (ММК). Завод обеспечен собственной рудой на 10%, а остальное закупает у сторонних поставщиков, в том числе у казахстанского Соколовско-Сарбайского ГПО и Михайловского ГОКа. После майских праздников они прекратили поставки на ММК. До этого предприятия договорились об объединении. Вчера Магнитка объявила, что из-за нехватки сырья остановит три доменные печи.

От Путина в регионе ждали прежде всего решения этой ситуации, говорил накануне визита источник в Кремле. На совещании о развитии Урала за ММК вступился полпред президента Петр Латышев. “Дефицит сырья для металлургов ставит их в зависимость от иностранных поставщиков и увеличивает издержки”, – напомнил он. Из-за сбоя поставок из Казахстана Магнитка может приостановить производство, что создает риск “свертывания внутреннего рынка металла”.

Полпред предложил разрабатывать “железорудный потенциал Полярного и Приполярного Урала” с ресурсной базой в 60 млрд т. Ее освоение “обеспечит независимость” уральских металлургов до 2050 г., сказал Латышев. Чтобы наладить бесперебойные и дешевые поставки из региона, он предложил президенту транспортный проект “Урал промышленный – Урал Полярный”, предполагающий строительство железнодорожной и автомагистрали. Гарантии сырьевых поставок позволят металлургам рассчитывать на примерно $600 млрд инвестиций, считает Латышев.

Магнитке помогал не только полпред Администрация Челябинской области взяла на себя переговоры о возобновлении поставок с казахами. По словам первого вице-губернатора Владимира Дятлова, на заседании российско-казахской подкомиссии по приграничному сотрудничеству вопрос о поставках сырья на ММК “был признан проблемой, требующей обсуждения на уровне президентов”. Сегодня Путин проведет в Челябинске переговоры с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. “Мы предлагаем казахской стороне закрепить гарантии поставок [сырья на ММК] на уровне межправительственных соглашений с экономической ответственностью поставщика”, – сказал Дятлов “Ведомостям”.

Губернатор Челябинской области Петр Сумин поддержал идею Латышева о реализации транспортного проекта “Урал промышленный – Урал полярный”, а поставщиков сырья обвинил в “монополизме”, “завышении цен”, “использовании методов нерыночного давления”. Федеральным чиновникам инициативы Латышева понравились меньше. Директор департамента Минфина Антон Силуанов сказал, что строить дорогу на бюджетные деньги “не реально”. “Скорее нужно говорить о частных инвестициях, в том числе иностранных”, – сказал Силуанов. “Появление такой дороги, конечно, простимулирует инвесторов и обеспечит импортозамещение [сырья]. Но проект пока слабо проработан, – сказал замминистра экономического развития Андрей Шаронов. – К тому же пока нет подтверждения частных инвесторов вкладывать деньги в строительство дороги и разработку сырьевой базы”. “Нужно, например, [председателя совета директоров ММК Виктора] Рашникова спросить, готов ли он вкладывать в развитие сырьевой базы в полярном Урале”, – заметил Шаронов.

Рашников со своей стороны объявил, что готов инвестировать в сырьевые месторождения от $1 до $2 млрд.

Но Путин не дал конкретного ответа по поводу обсуждавшихся проектов. Он лишь пообещал, что завтра на переговорах с президентом Казахстана обсудит в том числе и проблему поставок сырья на Магнитку.