Розничная торговля в Санкт-Петербурге: Престижно и дорого


Крупным проектом может стать торговый центр в здании “Дом Зингера” на Невском, 28. Площадь семиэтажного здания составляет около 7000 кв. м. Право аренды здания принадлежит компании “Петербургское агентство недвижимости” (ПАН), консультантом и брокером проекта является московская компания Hyperestate. Сейчас, по словам гендиректора Hyperestate Олега Пронина, идут переговоры с рядом марок “первой линии” об аренде площадей. Открытие центра запланировано на март 2006 г.

Владельцы бутиков стремятся открыть свои салоны одежды или модных аксессуаров на участке Невского проспекта протяженностью примерно в 1000 м (от начала Невского проспекта до Садовой улицы). В прошлом году именно здесь появилось большинство магазинов, торгующих предметами роскоши.

Сейчас помимо отдельно стоящих магазинов на этом участке работают такие торговые центры, как “Гранд Палас”, “Дом Мертенса”, универмаги Stockmann, “Гостиный двор” и “Пассаж”, где представлены и торговые марки класса люкс. На осень запланировано открытие торгового центра Vanity Opera (площадь 6000 кв. м) в двух шагах от Невского, на Казанской улице. Товары роскоши вскоре займут и бывшее здание Дома ленинградской торговли (ДЛТ), реконструкцию которого ведет компания Mercury.

Новые арендаторы, по словам Пронина, могут появиться и в здании на Невском, 19. Первые два этажа сейчас арендует магазин косметики Brocard. Hyperestate ищет единого арендатора, который займет примерно 1200 кв. м на трех верхних этажах.

С весны этого года 2800 кв. м торговых площадей в аренду предлагает бизнес-центр “Невский, 38”. Этот объект попал в исследование консалтинговой компании Astera, которая отметила рекордную для Петербурга величину арендной ставки – от 1400 евро за 1 кв. м в год. Первым арендатором уже стал магазин “Версия”, в портфель которого входит два десятка брэндов, в том числе такие, как Versace, D&G, Roccobarocco, Pollini, Casadei и др.

Но высокие арендные ставки не отпугивают арендаторов, отмечают консультанты. Поддержание имиджа брэнда оправдывает размещение элитных бутиков на Невском проспекте, считает проект-менеджер консалтинговой компании “Астера” Ольга Комарова. “Постоянная клиентура есть у большинства бутиков, и они могут обеспечить постоянный поток покупателей вне зависимости от расположения”, – поясняет она. С консультантом согласна и гендиректор сети Vanity Людмила Ануфриева, которая объясняет, что статус бутика не позволяет открывать его в менее престижных районах города.

По наблюдениям гендиректора компании “Торговые решения” Алексея Крамарева, торговые компании подчас открывают магазины на Невском проспекте себе в убыток, ради наглядной рекламы своей марки. “На Невском бывают все петербуржцы, не говоря уже об иностранцах, для которых это обязательный пункт программы”, – говорит Крамарев.

Но через 5–10 лет на центральном проспекте города останутся только избранные арендаторы, которые могут позволить себе торговать с высокой наценкой, считает Крамарев. К ним он относит бутики с наиболее известными брэндами, гостиницы и рестораны.

Средняя ставка аренды на Невском проспекте, по его словам, составляет $100–150 за 1 кв. м в месяц. Это примерно в 2–3 раза дороже, чем в среднем по Петербургу, где арендная ставка варьируется в пределах $25–50 за 1 кв. м в месяц.

Стоимость аренды на Невском действительно самая высокая в городе, однако магазины, торгующие товарами класса люкс, окупают высокие затраты, говорит Ануфриева.

Обеспеченная часть населения, которая может себе позволить совершать покупки в дорогих магазинах, составляет в Петербурге не более 10%, говорит Комарова из “Астеры”. Участники рынка надеются, что рынок будет расти за счет отказа петербуржцев от шопинга в Европе.

“Наши исследования показали, что в Петербурге очень мало монобрэндовых магазинов, лицензированных владельцами торговых марок”, – говорит Пронин из Hyperestate. Он считает, что открытие лицензированных магазинов будет способствовать росту рынка.

Высокая концентрация бутиков на одной улице не пугает участников рынка. “К Невскому проспекту понятие конкуренции вообще малоприменимо, – считает Пронин. – Во всех европейских городах есть такие улицы, например Bond Street в Лондоне или Monte Napoleone в Милане”.

Такие места привлекательны для торговцев из-за большого потока покупателей, но только при условии, что брэнды не дублируют друг друга, добавляет он. Не видит рисков в концентрации магазинов высокой моды на Невском и Ануфриева. А председатель наблюдательного совета компании Bosco di Ciliegi Михаил Куснирович уверяет, что количество элитных магазинов на Невском проспекте еще не достигло критической массы, при которой начинается конкуренция. Пока, по его словам, открытие каждого нового магазина приводит только к увеличению покупателей.

Но Комарова из “Астеры” считает, что уровень доходов в Петербурге не настолько высок, чтобы обеспечить выручку всем бутикам, которые открыты и планируются к открытию в ближайшее время. Куснирович говорит, что его компания собирается открыть в этом году три магазина на Невском. В Москве, где рынок более насыщен, компания хочет открыть еще шесть магазинов в этом году.