Россия и ВТО: У разбитого корыта


Главный вопрос, связанный с готовящимся присоединением России к Всемирной торговой организация (ВТО), – как внутренняя экономическая политика отреагирует на условия этого присоединения?

Если мы хотим перейти к активной политике стимулирования инновационной активности, модернизации экономики, то ограничения, которые накладывают на внутреннюю экономическую политику нормы ВТО, будут иметь весьма существенное значение. И прежде всего в тех отраслях, которые сегодня остро нуждаются в тех или иных механизмах государственной поддержки и будут нуждаться в будущем. Это машиностроение, наукоемкие отрасли, агропромышленный комплекс, легкая промышленность. Именно эти отрасли российской экономики не смогут самостоятельно выжить в условиях открытой глобальной конкуренции.

Все страны успешно учатся так или иначе обходить ограничения, накладываемые ВТО, если государству это нужно. Все, кроме нас. Чтобы не остаться впоследствии у разбитого корыта, нужно в самый короткий срок – в рамках бюджетного процесса 2006 г., который уже начался, – разработать новые механизмы государственной экономической политики, заменяющие те меры, которые подпадают под ограничение ВТО. Эти ограничения коснутся даже весьма скромных механизмов господдержки, например лизинга авиатехники, субсидирования процентных ставок.

Однако никакой активности ни в правительстве, ни в Думе, ни в наших деловых кругах по поводу разработки компенсирующих вариантов пока нет, хотя такие варианты лежат на поверхности. К примеру, если ВТО требует от нас отменить субсидирование процентных ставок за счет бюджета, мы можем компенсировать эту отмену путем расширения активности Российского банка развития. Если нам запрещают использовать госкредиты в поддержку экспорта, мы можем поддерживать экспортеров налоговой политикой.

Правительству при поддержке деловых кругов необходимо выработать меры по корректировке экономической политики государства в целях сохранения хотя бы тех направлений поддержки экономического роста, которые уже сложились, но в формах, адекватных ограничениям ВТО.

Многие весьма жесткие ограничения ВТО легко обходятся также мерами денежно-кредитной политики. Сегодня наши товаропроизводители находятся в неравных условиях с иностранными конкурентами, прежде всего по условиям доступа к кредитам. Те процентные ставки и те возможности получения кредитов, которые есть у наших предприятий, несравнимы с теми, которые есть в Европе, США, Японии и Китае. Поэтому активизация денежно-кредитной политики, направленная на организацию реального национального кредита для отечественного предприятия, может во многом компенсировать и существенно продвинуть вперед господдержку экономического роста за счет организации кредита, который практически никак не подпадает под ограничение ВТО. Здесь у нас руки абсолютно развязаны.

Среди плюсов нашего вступления в ВТО часто называют возможность научиться решать экономические споры при помощи международных механизмов. На самом деле уже 10 лет, как в стране приняты и действуют законы о защитных мерах (в частности, “Об основах государственного регулирования внешней торговли”, “О специальных защитных антидемпинговых мерах при импорте товаров”). Они направлены на поддержку отечественных товаропроизводителей в полном соответствии с нормами ВТО. Возникает вопрос: для кого писались эти законы, если за 10 лет количество случаев, когда нашим промышленникам довелось ими воспользоваться, можно пересчитать по пальцам? Удивляет и “плач Ярославны” по поводу того, что у нас “целые отрасли гибнут” под натиском глобальной конкуренции. При этом реальных мер по защите рынка, которые предусмотрены действующим законодательством и которые полностью соответствуют нормам ВТО, практически нет.

Торгово-промышленная палата России готова помочь правительству в выполнении его функций и снизу проработать механизмы защиты тех представителей промышленности, которые в этом нуждаются. Хотя мы еще не вступили в ВТО, ничто не мешает нам уже сейчас начать применять защитные меры, соответствующие ее требованиям, для того чтобы проверить эти меры на практике.

Еще один важный момент, связанный со вступлением в ВТО, – это необходимость координации экономической политики стран – участников Таможенного союза и соглашений о Едином экономическом пространстве. Если эти союзы и пространства развалятся в результате вступления России, Украины, Белоруссии и Казахстана в ВТО, то это будет самая существенная плата, которую Россия заплатит за присоединение к ВТО.

Например, если Украина при вступлении в эту организацию согласится на обнуление импортных тарифов и полное открытие своего внутреннего рынка, то зона свободной торговли с Россией будет фактически разрушена. Нам придется вводить ограничения на торговлю с Украиной.

Сохранить свободу торговли, сохранить перспективу создания Таможенного союза крайне важно. Политический идиотизм явно берет верх над экономическим здравым смыслом. Я думаю, не в интересах Украины соглашаться на подобные условия, которые, насколько мне известно, ей настойчиво предлагаются.

Нам необходимо резко активизировать контакты торгово-промышленных палат, деловых кругов России и Украины, с тем чтобы предотвратить подобное развитие событий и сохранить перспективы создания ЕЭП.