Депутаты тормозят местную реформу


Среди авторов законопроекта о переносе – 23 депутата от всех четырех фракций Госдумы, в их числе одномандатники от Народной партии, входящие во фракцию “единороссов”.

Один из них, лидер Народной партии Геннадий Гудков, заявляет, что многие регионы не успевают подготовиться к старту реформы с января 2006 г. “Реализация закона в Новосибирской области и Ставропольском крае убедительно показала неготовность приступить к реформе местного самоуправления, – сетует Гудков. – Например, во многих регионах не решен вопрос о регистрации [властями субъекта Федерации] уставов муниципальных образований, в той же Московской области регистрация уставов не идет”. В пояснительной записке к проекту авторы также отмечают, что в действующих законах нет “четких разъяснений относительно порядка и инструмента функционирования бюджетных процессов во вновь образуемых муниципальных образованиях”.

Поэтому, считают депутаты, без риска осложнения ситуации в стране закон можно ввести в действие только с 1 июля 2008 г.

Председатель думского комитета по вопросам местного самоуправления Владимир Мокрый считает, что нет необходимости переносить сроки вступления закона в силу. По его словам, это “потребует внесения изменений в десятки других [принятых в последние годы] законов, расширяющих полномочия органов местного самоуправления”. “Все эти законы принимались системно, исходя из закона об общих принципах организации местного самоуправления”, – говорит Мокрый. Инициаторы переноса срока реформы, по его мнению, “просто выдергивают базовый закон из контекста”.

Источники в Госдуме прогнозируют, что проект не будет поддержан думским руководством и Кремлем, а поэтому и рассматриваться всерьез не будет.

“Дмитрий Козак знаком с проектом депутатов [Гудкова и пр.], но считает, что откладывать сроки введения реформы не стоит”, – заявил источник, близкий к полпреду.

На самом деле Ставропольский край успешно подготовился к реформе, говорит директор Центра фискальной политики Галина Курляндская. По ее мнению, в законодательной базе реформы местного самоуправления действительно много противоречий, но большинство из них – технические и устранить их легко. Она также считает, что те регионы, которые вовремя начали готовиться к реформе, нормально войдут в нее в 2006 г., а если кто-то за все прошедшее [со времени принятия закона в 2003 г.] время не начал подготовку, то ему и срока до 2008 г. может не хватить.

“Теперь уже трудно сказать, что лучше: ввести закон в действие в нынешнем виде или отложить до 2008 г.”, – говорит вице-президент Конгресса муниципальных образований Олег Сысуев. Он также подозревает инициаторов задержки в желании “еще больше ужесточить условия жизни местного самоуправления”.