ГЛОБАЛИСТ: Виновник нашего успеха


Михаил Ходорковский, по-видимому, будет признан виновным. Именно этот человек еще два года назад на встрече с президентом России на всю страну в лицо Путину произнес слова о коррупции, насквозь разъевшей чиновничий аппарат. Символично: никто значимый за коррупцию не осужден. Зато Михаил Борисович очень быстро оказался на скамье подсудимых. Коррупция процветает, представители высшей власти вовсю делят собственность, а последний лидер крупного бизнеса, решившийся всерьез говорить о проблеме коррупции, упрятан за решетку.

При всей противоречивости фигуры Ходорковского бесспорно одно: в его деятельности в отличие от многих бизнесменов 1990-х сильным было созидательное начало. В 1995 г. нефтяные эксперты грустно вздыхали: ну вот, “подарили” “ЮКОС” Ходорковскому – теперь разворует и сбежит. Не разворовал и не сбежал. Ходорковский вложил интеллект, усилия, деньги в рост. Превратил умирающий, разграбленный красными директорами актив в блестящую компанию мирового уровня. Стал лидером феноменального роста нефтедобычи в России – маленького экономического чуда.

Канонизация Ходорковского и его партнеров по бизнесу вряд ли справедлива. Они вели бизнес агрессивно, жестко, цинично, часто на грани фола. Романтикой и идеалами демократии там и не пахло. Но в конечном счете именно этим людям мы обязаны успехами российской экономики последних лет. Это как раз тот случай, когда частный экономический интерес принес колоссальную пользу обществу. Рост доходов граждан, инвестиции, рабочие места, поступления в российский бюджет. Ходорковский был лидером той экономики, которую мы строили все вместе в последние 15 лет. И вот как выглядит благодарность власти.

Виновен ли Ходорковский? Хотелось бы предостеречь от суждений: мы, простые граждане, не можем судить об этом – в цивилизованном обществе для этого существует суд. Да, позиция российской власти выглядит неубедительно. Хотя власть громче всех кричит: “Держи вора!” – приватизационные аукционы последних лет и ситуация вокруг “Байкалфинансгрупп” вызывают никак не меньше вопросов, чем обвинения в адрес Ходорковского. Да и фон у судебного процесса сомнительный: пока Ходорковского обвиняют в том, что он где-то недоплатил, близкие к власти люди делят его компанию, а суды, словно по мановению волшебной палочки, меняют свою позицию на совершенно противоположную сразу после смены владельца “Юганскнефтегаза”. Вряд ли кто-то верит, что все эти события не связаны.

Однако логика “все в то время так делали” неприемлема: она оправдывает незаконные действия бизнесменов 1990-х в той же мере, в какой оправдывает передел собственности уже под эгидой новой власти. Окончательное решение по делу Ходорковского может принять только суд высшей инстанции. Хочется надеяться, что это будет Страсбургский суд по правам человека – благодаря судебному преследованию “ЮКОСа” и Ходорковского доверие к российской судебной системе упало до предела.

Вот что общество совершенно точно обязано сделать, это поблагодарить Михаила Ходорковского за то позитивное, что он сделал для России. А сделал он немало. И добиться того, чтобы его дело в конце концов было рассмотрено беспристрастным судом. Мы просто не имеем права отворачиваться сегодня от того, что происходит с Ходорковским.