КОМПАНИЯ НЕДЕЛИ: Схемотехники


Чиновники в бессчетный раз перекроили карту российских нефтегазовых активов. “Роснефть” вырвалась из цепких лап “Газпрома”, которому взамен посулили $8–9 млрд. Примерно за такую сумму газовый монополист должен продать государству 10,7% своих акций, находящихся на руках у него самого и его “дочек”. Не рискуя финансировать покупку из бюджетного кармана, чиновники пребывают в раздумьях: то ли просто занять деньги на выкуп акций, то ли продать часть “Роснефти”, разместив некоторое количество ее акций на рынке.

Живучести “Роснефти” можно только позавидовать. Когда “Газпрому” впервые пообещали нефтяную госкомпанию, та рисковала раствориться в мощном газовом потоке: запасы всей “Роснефти” тогда недотягивали до 4 млрд баррелей, а “Газпрома” – перевалили за 110 млрд. Но почти безграничный административный ресурс, с которым сравнится, пожалуй, только былая мощь “Сибнефти”, помог президенту “Роснефти” Сергею Богданчикову избежать унизительного превращения в начальника газпромовского главка.

Девять месяцев спустя “Газпром” и сам был не рад, что на нее покусился. За это заплачена немалая цена. Госкомпания разбухла, проглотив впятеро превышающий ее по объемам добычи “Юганскнефтегаз”, за покупку которого владельцы “ЮКОСа” обещают преследовать “Роснефть” во всех судах мира. Относительно безопасный долг “Роснефти” в $2,3 млрд превратился в $15 млрд, а с учетом налогового счета “Юганскнефтегаза” – во все $20 млрд. Желание получить “Юганскнефтегаз” вынудило чиновников за считанные дни заключить многомиллиардный контракт с Китаем. Остается только догадываться, по какой цене нефть, которую добудет “Юганск”, обещана соседу.

Те же амбиции теперь подсказали чиновникам новую идею: провести IPO “Роснефти”. Частные компании готовятся к IPO годами. К примеру, Владимир Евтушенков, выручивший в этом году $1,6 млрд от продажи акций “Системы” на Лондонской бирже, впервые заикнулся об IPO в 2001 г., а потом еще три года думал, что же лучше предложить инвесторам – “РОСНО”, МГТС или “Систему”. В последние месяцы “Роснефть” явно готовилась к чему угодно, но только не к публичному размещению акций. К дефолту “Юганска” и ее собственному техническому дефолту можно добавить еще и испорченные отношения с банками-кредиторами и инвесторами.

Впрочем, лиха беда начало: если акции “Роснефти” не подойдут частным инвесторам, найдутся покупатели получше. Можно попытаться выстроить вертикаль из индийской ONGC, китайской CNPC или “Сургутнефтегаза” почти с $10 млрд “кэша” в кулаке. В самом худшем случае на выручку придет какой-нибудь немецкий банк-андеррайтер предстоящего размещения. А если желающих все-таки не найдется, можно снова перекроить схему. Ведь чему-чему, а наскоро принимать решения стоимостью несколько миллиардов долларов у нас уже научились.