Металлурги делят уголь


Шахту Урегольская Магнитогорский меткомбинат (ММК) получил в 2003 г., пообещав инвестировать в восстановление производства 165 млн руб. и еще около 200 млн руб. – инфраструктуры. Добыча на Урегольской должна быть восстановлена этой весной. Но в реализации этого проекта Магнитка наткнулась на препятствие: он не смог пройти экологическую экспертизу. У Урегольской нет собственной дороги, и до нее не протянуты линии высоковольтной электропередачи. Правда, по соседству расположен разрез Сибиргинский, принадлежащий “Южному Кузбассу” (входит в Стальную группу “Мечел”), у которого с инфраструктурой все в порядке. Но помогать конкурентам “Мечел” не захотел. Когда владеющая лицензией на недропользование Урегольской компания “МетАл” попросила “Южный Кузбасс” разрешить использовать существующую дорогу, ей было отказано. А планы “МетАла” по строительству своей дороги и подводке электроэнергии к шахте вызвали недовольство жителей соседнего с шахтой поселка Чувашка.

Но на Магнитке в своих проблемах с Урегольской все равно винили “Мечел”. “На весьма ограниченной территории пересеклись коммерческие интересы нескольких собственников, – говорил в феврале в интервью “Ведомостям” гендиректор, а ныне председатель совета директоров Магнитки Виктор Рашников. – К сожалению, не всегда в подобных ситуациях используются корректные способы конкуренции”.

Вчера “Интерфакс” со ссылкой на источник в Кемеровской областной администрации сообщил, что недавно “Мечел” предложил Магнитке выкупить у нее Урегольскую. По его словам, пока на переговорах не достигнуто конкретной договоренности, так как стороны не сходятся в вопросе цены за шахту. Представители “Мечела” и Магнитки воздержались от комментариев на эту тему. Зато еще два источника, знакомых с ходом переговоров двух компаний, подтвердили эту информацию “Ведомостям”. “Мечелу” просто надоело спорить по поводу дороги и другой инфраструктуры, – говорит источник, близкий к “Мечелу”. – В компании решили, что легче шахту вообще выкупить”.

Магнитка и “Мечел” имеют огромный опыт решения подобных споров друг с другом. В 2004 г. менеджмент Магнитки, недовольный желанием “Мечела” участвовать в аукционе по продаже госпакета акций комбината (17,8%), разорвал контракт на поставки угля с группой. А в “Мечеле” считали, что Магнитка делала компании “мелкие пакости” в ходе подготовки к IPO в Нью-Йорке. У сотрудников группы были подозрения, что собственники Магнитки стоят за неким ООО “Нэрион”, жаловавшимся в ФСФР на нарушение прав миноритариев “Мечелом” в самый разгар роуд-шоу. Под Новый год компании все же помирились. “Мечел” продал акции Магнитки структурам, близким ее менеджменту, и отказался от претензий к ним, а в начале года “Южный Кузбасс” возобновил поставки угля на Магнитку. Но на этот раз даже источники, близкие к обеим компаниям, затруднились предположить, пойдет ли Магнитка на продажу шахты. Ведь кроме нее и участка Куреинского месторождения у ММК других крупных угольных проектов нет.

Аналитики, впрочем, не исключают такую возможность. Аркадий Венедиктов из Rye, Man & Gor Securities считает, что ММК может согласиться продать Урегольскую, если “Мечел” заключит с комбинатом долгосрочные контракты на поставку угля. Денис Нуштаев из “Метрополя” оценивает стоимость Урегольской в $40 млн. А аналитик ОФГ Александр Пухаев отмечает, что для ММК продажа шахты будет вынужденной мерой, поскольку комбинат не сможет ее разрабатывать, не решив проблем с землеотводом для вывоза угля.