США нашли манипулятора валютой


Сноу, выступая в Конгрессе, потребовал от Китая отменить фиксированный курс юаня, который с 1994 г. находится на уровне 8,28 юаня/$. Если Китай в ближайшие месяцы этого не сделает, отметил Сноу, “весьма вероятно”, что США на основании собственных законов признают сохранение фиксированного курса манипулированием валютным рынком.

По словам министра, США не ждут незамедлительного перехода к свободному курсу юаня. Пока речь идет о промежуточных шагах, например замене фиксированного курса коридором, повышении фиксированного курса юаня либо привязке к корзине валют, а не только к доллару.

Возможно, заявление о манипулировании может появиться в следующем докладе, который Минфин должен представить Конгрессу в октябре. В этом случае правительство США начнет переговоры с Китаем о валютной политике, а Конгресс может наложить ограничения на импорт китайских товаров в США. “Я боюсь, что, пока [Китай] не примет решения [о ревальвации], позиции протекционистов в США будут усиливаться. Этого нужно избежать”, – отметил Сноу. Высокопоставленный представитель Минфина был более резок, заявив, что ревальвация на 5% не удовлетворит США.

Выступление Сноу пока не заставило Китай смягчить свою позицию. Пресс-секретарь китайского посольства в США лишь процитировал слова премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао: “Изменение валютного курса – вопрос, затрагивающий суверенитет Китая. Любые попытки создать ажиотаж в СМИ или перевести этот экономический вопрос в политическое русло не приведут к его решению”. Поскольку Сноу не решился назвать политику китайских властей манипулированием уже сейчас, валютных трейдеров его слова тоже особенно не вдохновили. Курс доллара продолжил расти, поднявшись после выступления министра до $1,2599/евро с $1,2636 вечером в понедельник и до 107,54 иены/$ с 106,85 иен. Вчера курс составлял $1,263/евро и 107,1 иены/$.

США стремятся защитить свою промышленность от дешевого китайского импорта, в первую очередь текстиля. По данным правительства США, во втором полугодии 2004 г. объем китайских поставок в США на $93,5 млрд превысил американские поставки в Китай (во втором полугодии 2003 г. – $70,2 млрд). На прошлой неделе США объявили о возвращении квот на китайскую одежду. А в апреле сенат в первом чтении одобрил введение 27,5%-ных пошлин на импорт товаров из Китая, чтобы компенсировать потери национальных производителей из-за несправедливого валютного курса. Повторное голосование должно пройти летом.

Но, обвинив Китай в манипуляциях, США рискуют встретить еще более сильный отпор с его стороны и укрепить позиции политиков и бизнесменов, которые требуют сурово наказать Китай, чего Белому дому хотелось бы избежать. “Администрация президента понимает риск, но не называет действия Китая так, как они должны называться, потому что пытается угодить всем одновременно”, – говорит Питер Мориси, профессор бизнеса Университета Мэриленда. (WSJ, 18.05.2005, Татьяна Бочкарева)