Депутаты лишат агитаторов лазеек


В большом пакете поправок к избирательным законам, внесенных президентом и рекомендованных к принятию комитетом Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству, содержится и поправка к статье 57 закона о СМИ (см. справку).

В ней предлагается “не освобождать от административной ответственности” за нарушение избирательных законов “главного редактора, редакцию или иную организацию”, если указанные лица “дословно воспроизводят в (своем) СМИ в период соответствующей избирательной кампании материал, уже размещенный как агитационный материал”. Административная ответственность распространяется и на малотиражные издания “тиражом тысяча и более экземпляров”, деятельность которых регулируется статьей 24 закона о СМИ.

“Нередки случаи, когда специально центральные газеты перепечатывают целиком агитационные материалы из газет-однодневок, – объясняет смысл этих предложений председатель комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин. – В этом случае при анализе поступка может идти речь об ответственности разместившего такие публикации СМИ”. Директор Института проблем информационного права Андрей Рихтер согласен, что нынешний перечень оснований для освобождения СМИ от ответственности в статье 57 очень широкий. “Сегодня вы можете перепечатывать целые полосы агитационных материалов из какой-нибудь газеты “Сельская новь” и вам за это предъявить претензии нельзя”, – соглашается он с Плигиным.

Однако секретарь Союза журналистов, один из авторов действующего закона о СМИ Михаил Федотов, не видит большого смысла в предложенной поправке: “После постановления Конституционного суда, признавшего в 2003 г., что СМИ в ходе избирательной кампании, по сути, могут делать все, что угодно, кроме умышленной агитации, доказать очевидную агитационную цель почти невозможно”. Но Владимир Плигин говорит, что критерий “недобросовестности” будет совершенствоваться в ходе второго чтения. “Я специально на брифинге [18 мая] попросил журналистов дать нам свои предложения по конкретизации именно умышленных перепечаток агитационных материалов”, – говорит он.