Миллиардер-невидимка

Абрамов (на фото) сколотил “”Евразхолдинг“ с помощью Александра Фролова/ С. Портер

Накануне майских праздников “Евразхолдинг“ объявил, что проведет первичное публичное размещение (IPO) головной компании группы – люксембургской Evraz Group в Лондоне. Road show стартовало вчера в Лондоне и продлится 10 дней. “1–2 июня Evraz Group планирует закрыть книгу заявок”, – пояснил “Ведомостям” источник, знакомый с ходом IPO. Вчера компания объявила, что предложит инвесторам 29,1 млн глобальных депозитарных расписок (GDR), выпущенных на 8,3% новых акций Evraz Group. Еще 1,1% в случае удачного размещения имеет право выкупить глобальный координатор выпуска – Morgan Stаnley, говорится в инвестмеморандуме группы, имеющемся в распоряжении “Ведомостей”. Каждую GDR “Евраз” оценивает в $13,5–17, а всю компанию – в $4,7–6 млрд.

В этом же документе раскрыты и основные собственники группы. Почти полностью она консолидирована в руках двух людей – президента “Евразхолдинга” Александра Абрамова (65,26%) и старшего исполнительного вице-президента Александра Фролова (31,1%). В декабре 2004 г. еще 2,08% акций прикупил старший вице-президент “Евразхолдинга” Валерий Хорошковский. После допэмиссии их пакеты сократятся до 59,11%, 28,18% и 1,88% акций соответственно. Кому принадлежит еще около 1% акций, в компании не раскрывают.

То, что у Фролова такой крупный пакет, для многих стало сюрпризом. “Абрамов всегда был публичной фигурой, а Фролова я даже никогда не видел. Общались только по телефону”, – говорит топ-менеджер крупного металлургического холдинга.

В меморандуме говорится, что Абрамов и Фролов были совладельцами “оригинальной группы”. История “Евраза” началась в 1992 г. – тогда “группа ученых и инженеров во главе с Абрамовым” создала трейдинговую компанию “Евразметалл”, работавшую на рынках России и Украины. “Одно время они сидели в обшарпанном офисе с поломанными стульями в здании Минчермета”, – вспоминает один из знакомых Абрамова.

Из меморандума следует, что Фролов присоединился к этим посиделкам в 1994 г. Знакомые с Абрамовым бизнесмены рассказывают, что партнеры познакомились через общих институтских знакомых (оба окончили Московский физико-технический институт с разницей в пять лет) уже после того, как Абрамов начал бизнес. “Фролов курировал внешнеторговые и финансовые дела компании, тогда как стратегией занимался Абрамов, а операционными вопросами – [погибший в конце прошлого года вице-президент “Евразхолдинга” Андрей] Севенюк, – говорит один из них. – Фролов, что называется, попал в струю”.

В 1995 г. “Евразметалл” в партнерстве с швейцарской компанией Duferco стал торговать металлами за рубежом. А к концу 90-х группа через процедуру банкротства сумела взять под контроль Западно-Сибирский, Нижнетагильский и Кузнецкий меткомбинаты. “За эти годы через “Евраз” проходило много персонажей”, – рассказывает партнер крупной металлургической компании. В отрасли считают, что речь идет об акциях владельца сети игровых клубов “Вулкан” Олега Бойко, продавшего свой пакет в 2004 г., и о доле семьи Севенюка. Несколько бизнесменов-металлургов подтвердили “Ведомостям”, что Севенюк и Бойко были крупными акционерами “Евраза”, и оценили доли каждого из них в 15–20% акций. Сама Evraz Group, созданная 30 декабря 2004 г., не раскрывает, у кого и когда Абрамов и Фролов выкупали акции.

Журнал Forbes поставил Абрамова на 12-е место в “золотой сотне” миллиардеров с $2,9 млрд. Фролов в этот список вообще не вошел. Но исходя из объявленного диапазона цен пакет Абрамова стоит около $3,1–3,9 млрд, а Фролова – $1,6–1,9 млрд. То есть Фролов в списке мог потеснить любого из совладельцев “ЮКОСа” и председателя совета директоров ММК Виктора Рашникова. Накануне IPO Абрамов, Фролов и Хорошковский получат еще и промежуточные дивиденды группы – $200 млн на всех, говорится в меморандуме. Еще $189 млн уже выплачено в качестве дивидендов Mastercroft за 2004 г.

“Евразхолдинг“ задумал IPO для того, чтобы акционеры и впредь могли продавать акции, привлекая деньги, считает Александр Пухаев из ОФГ. Аналитик “УралСиба” Вячеслав Смольянинов считает оценку компании в $4,7–6 млрд адекватной. “Компания попала в последний вагон – цены на сталь начали падать”, – напоминает Денис Нуштаев из “Метрополя”. В меморандуме “Евраза” говорится, что компания хочет купить итальянский комбинат Palini e Bertoli.

В “Евразе” от комментариев отказались.