В войне игрушек побеждает IBM


“В выигрыше безусловно оказывается IBM, – говорит Джей Аллард, вице-президент Microsoft, ответственный за направление Xbox. – Процессоры IBM будут использоваться и в Xbox 360, и в устройстве PlayStation 3 производства Sony, и в консоли Nintendo Revolution”. Все три перечисленные новые модели наиболее популярных игровых устройств будут представлены на E3, а на рынке первой должна появиться новинка Microsoft – Xbox 360 поступит в продажу в IV квартале.

Острейшая конкуренция развивается не только между производителями самих игровых консолей, но и между разработчиками микропроцессоров, на базе которых эти устройства будут работать. Цена вопроса здесь составляет миллиарды долларов, однако признанным лидерам на рынке микропроцессоров, корпорациям Intel и AMD, лакомый кусок не достанется. “Для поставщиков полупроводниковой продукции игровой сегмент – настоящая золотая жила, – говорит Джей Хорвитц, ведущий аналитик компании Jupiter Research. – Продажи консолей исчисляются миллионами, и их разработчики стараются превзойти конкурентов в числе прочего еще и вычислительной мощью. Видеоигры – приложения, требующие самой высокой производительности от процессора. Новое поколение игровых консолей по этому показателю превосходит современные персональные компьютеры”.

IBM добилась серьезного успеха, разработав совместно с Sony процессор Cell. Эта модель имеет целых девять микропроцессорных ядер – на семь больше, чем в двухъядерных чипах, которые только-только начинают выпускать Intel и AMD. Cell будет устанавливаться в новые консоли Sony PlayStation 2. Microsoft решила оснастить свои новые консоли Xbox 360 процессорами на базе архитектуры IBM PowerPC, менее мощными, чем Cell, но тем не менее сопоставимыми по производительности с суперкомпьютерами пятилетней давности.

По словам Джея Алларда, Microsoft компенсирует отставание своей аппаратной базы с помощью программных усовершенствований. Более скромная аппаратная часть в продукте Microsoft объясняется стремлением снизить себестоимость новинки. Преимуществом Xbox 360 будет и то, что это устройство появится на рынке раньше конкурирующих моделей нового поколения.

И для Sony, и для Microsoft игровые проекты означают немалый риск. Японская корпорация в погоне за техническим совершенством может задержать выпуск PlayStation 3. Microsoft, поспешившая со стартом своей новинки, рискует разочаровать потребителей ее техническими характеристиками: к моменту появления PlayStation 3 устройство Xbox 360, возможно, окажется морально устаревшим. Ни одна из этих компаний не может рассчитывать на прибыльность своих новинок. Лучшее, на что могут надеяться Sony и Microsoft, – добиться безубыточности продаж консолей и получить прибыль за счет продажи программного обеспечения и сопутствующих услуг.

Ричард Доуэрти, аналитик рынка потребительских технологий из фирмы Envisioneering Group, считает, что Microsoft рассчитывает на быстрое развитие игровых средств высокого разрешения. “Пока никто не уточняет, как новые продукты будут отображаться на обычных телеэкранах, – говорит Доуэрти. – Обладатели телевизоров высокой четкости (HDTV) пока составляют меньшинство, а значит, привлекательность технологий Microsoft будет ограниченной. К концу десятилетия доля HDTV, вероятно, достигнет половины, но к тому времени у Sony и Nintendo появятся еще более совершенные решения в этой области”. (FT, 15.05.2005, Александр Силонов)