НА КОНТИНЕНТАХ: Распродажа королевских владений


В начале прошлого века, в период кризиса, переживаемого верхними слоями английского общества, многие шикарные жилые здания постепенно превращались в офисные помещения. Тогда спрос на коммерческую недвижимость превышал спрос на особняки начала ХIX в. – из спален делали кабинеты, из столовых и гостиных устраивали комнаты для переговоров и презентаций, огромные комнаты с каминами, высокими потолками и балконами разделяли перегородками. Подобная участь выпала и на долю многих королевских зданий в центре Лондона – вокруг Ридженс- и Гайд-парков, в районах Кенсингтон и Виктория. 100 лет назад помпезные особняки знати превращались в рабочие кабинеты клерков, сидящих над бумагами с девяти до пяти. Однако теперь ситуация изменилась, Лондон вернулся в ряд самых дорогих городов на планете, и центральная жилая недвижимость здесь стала особенно цениться. “Новые деньги” готовы нынче выложить состояния, не снившиеся современной британской аристократии, за исторические здания в классическом английском стиле по соседству с Ридженс-стрит.

Поэтому управляющие королевскими владениями теперь снова работают над тем, чтобы вернуть этим зданиям их былое предназначение. Джайлс Френч, пресс-секретарь Crown Estate, компании, управляющей землями и недвижимостью английской короны, признается: “Есть две причины, по которым мы решили преобразовать офисную недвижимость в элитный жилой фонд. Во-первых, коммерческая, так как существует большой спрос на просторные и высококачественные жилые здания в самом центре Лондона. Во-вторых, для нас, как для управляющих агентов Ее Величества, есть моральное обязательство не только сохранить эти роскошные здания в том же внешнем виде, в каком они были 150–200 лет назад, но и постараться вернуть им их изначальное предназначение. Так как многие договоры об аренде на правах собственности подходят к концу, мы теперь можем пересмотреть их условия и снова сделать из казенных домов теплые и изящные резиденции”.

Ярким примером такой трансформации может служить изумительно красивый Ридженс-парк, основанный в 1539 г. королем Генри VIII. В 1810 г. тогдашние управляющие королевскими владениями дали заказ известнейшему британскому архитектору того времени Джону Нэшу разработать план развития этого королевского парка. Нэш спроектировал вокруг него серию зданий дворцового типа, выходящих своими окнами и балконами с высокими колоннами на Ридженс-парк, что придавало им иллюзию загородной резиденции внутри города. Нэш планировал построить 50 особняков и вилл в римско-классическом стиле, однако ему удалось создать всего 14, из которых на сегодняшний день сохранилось лишь семь. Это был уникальный градостроительный проект, и вся недвижимость вокруг парка бережно поддерживается усилиями Crown Estate. Каждые четыре года строго по календарному плану здесь

вырастают строительные леса и на протяжении двух месяцев все виллы и резиденции покрываются новым слоем краски, специально разработанной самим Нэшем.

Из сохранившихся семи оригинальных зданий Cornwall Terrace на южной стороне парка является одним из лучших примеров гениальной архитектуры Джона Нэша, ставшей визитной карточкой Лондона. И сегодня Cornwall Terrace продается...

За 6,5 млн фунтов стерлингов покупатель получает около 1,300 кв. м площади на пяти этажах в самом центре английской столицы с необыкновенными видами на Ридженс-парк. Сейчас на каждом этаже находится по четыре огромных комнаты-залы, однако будущий владелец может переоборудовать их по своему усмотрению.

Надо заметить, что 6,5 млн фунтов стерлингов за историческое здание такого размера – не слишком уж большая сумма по лондонским меркам. Она отражает тот факт, что будущему владельцу придется потратить еще несколько миллионов на полное внутреннее переоборудование здания, чтобы сделать из безликого офисного помещения царскую резиденцию. Джайлс Френч подчеркивает: “Очень и очень редко здание такого калибра выставляется на продажу. Мы долго думали и в итоге решили продать его без внутреннего ремонта. Люди, которые могут позволить себе такую покупку, безусловно, захотят разработать свой собственный интерьер и стиль для столь грандиозного здания. Поэтому мы даем будущему владельцу полный карт-бланш, а не навязываем готовые решения”.

Катрин Мерит, представитель агентства Cluttons, которое консультирует королевские владения по вопросам продажи, подтверждает это мнение: “Я не помню, когда бы королевское здание такого размера поступало на продажу. Обычно мы рекомендуем сделать косметический ремонт и затем выставить дом или квартиру на рынок, но в этом случае мы решили, что покупатель должен сам определить, что ему хочется сделать внутри этого грандиозного помещения. Это представляет меньший риск для короны и большую свободу для покупателя”.

Кто же может стать покупателем этой жемчужины среди королевских владений в центре Лондона?

Катрин Мерит продолжает: “Я думаю, что это должен быть человек, ценящий британские традиции и историю. Хотя бы потому, что он должен правильно понимать и смириться с тем, что он покупает leasehold, т. е. пользование недвижимостью на правах аренды в течение 125 лет без права на землю, но включая право на сдачу дома в аренду или даже на дальнейшую продажу. Такова уникальность королевских владений! Я, кстати, не исключаю, что будет интерес у российских состоятельных людей, – мы заметили их тягу к классической английской архитектуре, а что может быть лучше архитектурных сооружений Нэша?”

Примерно год назад агентство Knight Frank опубликовало отчет, согласно которому каждый 15-й дом в Лондоне стоимостью свыше 1 млн фунтов стерлингов покупался “русскими”. Другие риэлторы теперь идут даже дальше в своих оценках, утверждая, что чем выше цена, тем выше процент “русских” покупателей, особенно касательно недвижимости от 5 млн фунтов стерлингов и выше.

Наталия Хархардина, консультант компании LondonDom.com, специализирующейся на поиске недвижимости в Лондоне для российских бизнесменов, отмечает: “Все центральные агентства по недвижимости, с которыми мы работаем, отмечают, что рост цен на поистине элитное жилье во многом связан с наплывом денег из бывшего Советского Союза и прежде всего из России. Хотя рост цен по Великобритании в целом практически приостановился

в последние месяцы, цены в самых престижных лондонских районах продолжают идти вверх. Примечательно, что проходит довольно много сделок на недвижимость от 10 млн фунтов стерлингов и выше. Многие считают, что это все “русские” деньги”.

Однако следует учитывать, что, когда англичане говорят “русские”, это вовсе не означает, что речь идет о гражданах России. Во-первых, зачастую англичане считают украинцев, поляков и казахов тоже русскими. Во-вторых, даже если это действительно россияне, то это вовсе не значит, что это “новые русские”, только что приземлившиеся в Хитроу с чемоданом наличных. Это могут быть покупатели с русскими фамилиями, которые прожили в Лондоне 10 и более лет, у которых уже и британское гражданство, и дети, с трудом говорящие на языке Толстого, но которых все равно статистика риэлторов заносит в категорию “русские покупатели”.

Если Cornwall Terrace кажется слишком уж помпезным зданием или слишком серьезным строительным проектом, то потенциальному покупателю стоит подождать до будущего года, когда компания Crown Estate переедет в новое здание. Разумеется, их нынешний офис тоже принадлежит короне и находится по соседству с Букингемским дворцом в районе St James. Через год из Carlton House Terrace планируется сделать несколько квартир и один дом. Судя по всему, на этом распродажа королевского портфолио и закончится в ближайшем будущем.

Уместно заметить, что сама королева ни пенса не получает напрямую от этих продаж. Джайлс Френч объясняет: “Неправильно думать, что английская королева продает свои активы. Crown Estate управляет всеми землями и всеми зданиями, которые теоретически принадлежат королеве. Тем не менее королева не имеет никакого отношения к деятельности нашей организации. Мы никогда не продаем недвижимость, а продаем лишь право аренды на 99 или 125 лет. Это значит, что freehold, или владение землей, на которой стоит дом, по-прежнему принадлежит короне, но королевская семья напрямую не получает от нас никаких денег. Каждый фунт, который мы зарабатываем, идет в государственную казну, а взамен парламент утверждает так называемый “цивильный лист” – сумму, выделяемую на содержание двора и членов королевской семьи”.

В отличие от укоренившегося в сознании многих британцев представления, будто королевская семья является бременем на плечах налогоплательщиков, на самом деле королевские владения стоят гораздо больше, чем королева получает “на содержание” от правительства. По мнению специалистов, королевское портфолио недвижимости, которым управляет Crown Estate, оценивается в 4,5 млрд фунтов стерлингов и представляет собой собрание самых изысканных зданий в Великобритании. В самом Лондоне жилая недвижимость из этого портфолио оценивается в 520 млн фунтов стерлингов.

Прелесть королевских владений заключается в том, что все здания в них строго охраняются, оберегаются и вокруг них никто не имеет права построить что-то новое. Эти белоснежные особняки вокруг Ридженс-парка, и Cornwall Terrace в их числе, выглядят снаружи точно так же, как это было более 150 лет назад, когда закончилось строительство. Еще более примечательно, что вид из окон тоже практически не изменился – все тот же живописный Ридженс-парк со знаменитыми английскими газонами.