ПРАВИЛА ИГРЫ: Творческая неудача


Похоже, впервые в истории российской юриспруденции чтение приговора растягивается на недели; на процессе Ходорковского и Лебедева тысячестраничный текст судьи читают по нескольку десятков страниц в день. Если дело пойдет теми же темпами, процедура может занять и целый месяц. В полном соответствии с общей атмосферой бреда процесс не закрытый, но и не открытый: журналистов не то чтобы не пускают, но пускают немногих – зал маленький. Остальные толкутся на улице, где для них организовано не менее фантасмагорическое зрелище, чем внутри: окруженный милицейскими кордонами пикет в поддержку обвинительного приговора, участники которого отказываются разговаривать с прессой. Вы когда-нибудь видели таких странных манифестантов, которые, сумев привлечь к себе внимание, отворачиваются от журналистов? Вообще-то обычно люди выходят на улицу, чтобы что-то сказать.

Нет, ну, конечно, мы все понимаем – народ пригнали не то по разнарядке, не то просто за деньги, сказать им нечего. А собственно, почему? Что, в стране не существует людей, искренне считающих, что хозяева “ЮКОСа” действительно совершили налоговые преступления и судят их за дело? Да полно таких людей, по данным “Левада-центра”, так думают 27% населения. Нет людей, которые рады и счастливы были бы изложить свои претензии под телекамеры? Да на интернетовских форумах слюной брызжут сотни ненавистников “олигархов”, уверенных, что Ходорковский лично у них украл нефтяные месторождения. Почему у Мещанского суда в поддержку прокуратуры стоят не эти люди, а молчаливая массовка? А потому, что, приди идейные сторонники обвинительного приговора поддержать судью и прокуроров в их трудном деле, этих самых сторонников ждала бы точно такая же судьба, как и противников-оппозиционеров. Их бы благополучно не подпустили к суду, при попытке спорить закинули бы в “воронки”, оформили задержание, ну и пару тумаков бы сунули по ходу дела. Ровно как это происходит сейчас с теми, кто подходит к зданию суда поддержать обвиняемых и выразить свое несогласие с приговором. Несанкционированная поддержка организаторам процесса нужна не больше, чем выражение недовольства. И еще, надеюсь, потому, что идейным людям, каких идей бы они ни придерживались, просто позорно использовать тот провальный и неправдоподобный спектакль, в который вылился процесс, в качестве аргумента.

Дело “ЮКОСа” не стало ни разбирательством по вопросу о налогах, ни приговором приватизации 90-х, ни – вопреки желанию властей – показательным процессом, знаменующим наступление бесконтрольной автократии. Если оставить в стороне необычайное везение “физических лиц” из “Байкалфинансгрупп”, оно стало исключительно демонстрацией невнятности и бездарности властей, а также полного распада правоохранительной и судебной системы. Отсутствие критериев – штука коварная. Для того чтобы приготовить кроличье рагу, как известно, нужно хотя бы иметь кошку. Для того чтобы провести судебный процесс, нужно или иметь честные следствие и суд, или хотя бы в принципе понимать, что это такое, – чтобы получилась правдоподобная картинка. Для того чтобы организовать манифестацию в свою поддержку, нужно как минимум представлять себе, зачем выходят на улицу люди, когда они делают это по своей воле, и чем они отличаются от массовки.