Придумать электронный мозг


Дубински и Хокинс удалось создать отрасль карманных компьютеров, которая в момент наибольшего подъема зарабатывала более $4 млрд в год. Сейчас предприниматели решили заняться куда более сложными проблемами. Они разрабатывают систему, способную моделировать процессы человеческого мышления. Первые результаты по меньшей мере обнадеживают.

Исследования в области искусственного интеллекта давно привлекают ученых. Достаточно сказать, что сам термин “искусственный интеллект” появился в 1956 г. Однако к концу 80-х гг. интенсивность исследований существенно снизилась. Хокинс размышлял о создании общей теории работы человеческого мозга с 20-летнего возраста. Занятия бизнесом на время отвлекли его от главного увлечения. Но в 2002 г. он создал некоммерческую организацию Redwood Neuroscience Institute, занятую исследованием работы мозга, а в 2004 г. опубликовал первые результаты в книге “On Intelligence”.

Распознавание образов

Хокинс описывает мозг как иерархическую систему, способную к предвидению и распознаванию образов. Ранее считалось, что мозг просто реагирует на полученную информацию. Согласно Хокинсу, задачи по распознаванию решаются в неокортексе, внешней коре головного мозга, в которой накапливается информация, помогающая людям предвидеть то, что они увидят, услышат или почувствуют. Благодаря работе неокортекса мы знаем, например, что коккер-спаниель и далматин – собаки, несмотря на то что они совсем не похожи друг на друга.

В начале 2004 г. 28-летний выпускник Стэнфордского университета Дилип Джордж разработал математическую модель теории Хокинса. На основе этой модели была написана “обучаемая” компьютерная программа. Ей показали около 90 простых черно-белых изображений разных объектов: кошек, собак, стульев. Теперь, если программе показать изображение собаки, она способна сделать разумное предположение: “Я думаю, это собака”.

В конце прошлого года Хокинс обсудил будущее своей программы со своим старым партнером Донной Дубински, членом совета директоров Redwood Neuroscience Institute. “Мы решили искать коммерческие приложения разработанной технологии. Только так мы сможем добиться максимального результата”, – рассказывает Дубински.

Говорящие имена

Сразу после этого Хокинс и Дубински начали встречаться с инвесторами, среди них были партнер венчурной компании Benchmark Capital Брюс Данливи и предприниматель Гарри Сааль. Оба быстро согласились войти в совет директоров Numenta. “Все, что мне нужно было знать, – это то, что компанию возглавляют Хокинс и Дубински”, – утверждает Сааль.

Но большая часть первоначального финансирования поступит от самих основателей – Хокинса и Дубински, которые хорошо заработали благодаря своим более ранним изобретениям. По их оценкам, компания будет терять от $1 млн до $2 млн в год. Через несколько лет они предложат пакет акций компании внешним частным инвесторам. Компания расположена во временном офисе, и сейчас в ней всего три штатных сотрудника – Хокинс, Дубински и Джордж. К концу первого года работы предприниматели рассчитывают нанять еще шестерых.

Гендиректором Numenta стала Дубински. Но она не планирует покидать своих нынешних постов в советах директоров palmOne и Intuit. Хокинс планирует проводить два дня в неделю в palmOne, а остальное время посвятит Numenta. Он сократит свое участие в работе Redwood Neuroscience Institute. “Эта компания отличается от уже созданных нами предприятий. В этот раз мы не планируем выпускать на рынок продукт, как было в случае Palm Pilot, – рассказывает Дубински. – Но, как и в прошлый раз, мы пытаемся вывести на рынок следующее поколение компьютерных технологий”.

Хокинс и Дубински считают, что новая система найдет применение в целом ряде областей. Например, автомобили можно оснащать специальными камерами, сенсорами и компьютерными программами, которые будут различать красный и зеленый цвета светофора или предупреждать водителя о вылетевшем на дорогу детском мячике. Может быть, появится и более совершенная система распознавания речи, способная понимать высказывания на разных языках. Работа над новой системой и ее приложениями может занять несколько лет, и создатели, скорее всего, столкнутся с трудностями. Например, первая версия компьютерной программы пока не способна различать цвета и звуки. “Впереди у нас еще много работы”, – говорит Хокинс.

Предприниматели планируют организовать сообщество разработчиков, которые будут использовать созданную Numenta платформу для создания разнообразных прикладных программ. Чтобы подогреть интерес к своим исследованиям, в прошлом году Хокинс и Джордж опубликовали в свободном доступе все коды своих программ. Впрочем, они знают, что делают. Хокинсу не впервой убеждать независимых разработчиков. Он уже давно работает директором по технологиям palmOne, одной из двух компаний, выросших из Palm Computing, и принимает активное участие в разработке смартфона Treo.

Лишняя пара глаз

Разработки Numenta уже вызывают интерес даже на весьма ранней стадии проекта. Раж Кант, менеджер технологической лаборатории компании Lockheed Martin, полагает, что технологии Numenta могут быть использованы для создания небольших когнитивных компьютеров. Такой компьютер солдаты смогут использовать для изучения обстановки за спиной. Стоит компьютеру “увидеть” или “услышать” что-нибудь подозрительное, как он тут же известит об этом бойца. Приспособление станет в буквальном смысле “лишней парой глаз”, объясняет Кант и добавляет: “Современные компьютеры не могут заменить человека даже в таких простых операциях, как распознавание чужого лица”. Поэтому система, изобретенная Хокинсом и Джорджем, – это “первый и довольно большой шаг вперед”, считает он.

Гэри Брэдски, главный инженер Intel, внимательно следит за разработками Numenta и считает, что процесс работы над технологиями “еще очень далек от завершающей стадии”. Он замечает, что над подобными проектами работают и другие ученые и инженеры. Тем не менее Брэдски уверен, что даже сырая версия программы Numenta служит доказательством того, что Хокинс “не просто мечтатель”. (WSJ, 24.03.2005, Мария Подцероб)