Слияние неизбежно


Идея объединения “Совкомфлота” и “Новошипа” обсуждается уже несколько лет. Впервые она была озвучена в 2000 г. тогда еще главой Минтранса, а ныне гендиректором “Совкомфлота” Сергеем Франком. Пять лет назад он предложил объединить “Совкомфлот”, “Новошип” и Дальневосточное морское пароходство (ДВМП). В 2002 г. Франк вновь предложил правительству создать шиппинговый гигант, но уже без приватизированного ДВМП. Тогда проекты Франка не нашли поддержки правительства. Но летом прошлого года тема объединения “Совкомфлота” и “Новошипа” снова стала обсуждаться в аппарате правительства. Чиновники заявляли, что обсуждение носит “неформальный характер”. Однако по рынку поползли слухи, что Белый дом завизировал сделку, вспоминает один из топ-менеджеров “Новошипа”. Чтобы выяснить это, президент “Новошипа” Тагир Измайлов даже делал официальный запрос в Минтранс. В ответе замминистра транспорта Александра Мишарина говорилось, что никаких решений об объединении пароходств правительство не принимало, рассказал “Ведомостям” сам Измайлов.

Как выяснилось, тема слияния двух пароходств давно перестала обсуждаться лишь в кулуарах. Еще в прошлом году Владимир Путин поручил правительству изучить целесообразность объединения “Совкомфлота” и “Новошипа”, рассказал “Ведомостям” близкий к “Новошипу” источник. Информацию о поручении президента подтвердил чиновник Минэкономразвития. “В поручении ставилась задача не разработать механизм объединения [“Совкомфлота” и “Новошипа”], а просчитать его экономическую целесообразность”, – уточняет сотрудник Минэкономразвития.

В ведомстве Германа Грефа скептически относятся к идее объединения двух пароходств. “В этом нет экономического смысла, потому что мы можем создать монополию на рынке перевозок, – говорит чиновник Минэкономразвития. – Возникает вопрос: что будет с другими игроками?” Собеседник “Ведомостей” утверждает, что Минэкономразвития и Минтранс уже написали в администрацию президента о нецелесообразности сделки.

Но замминистра транспорта, председатель совета директоров “Новошипа” Александр Мишарин утверждает, что его ведомство еще анализирует возможную сделку. Более того, министерство может одобрить объединение. “Идеология укрупнения компаний нам понятна”, – передал Мишарин через пресс-службу Минтранса “Ведомостям”. Нравится идея Франка и Кремлю. “Это правильный проект, – говорит сотрудник администрации президента. – Вопрос ведь не стоит о слиянии как таковом – это очень долгий юридический процесс, разумное предложение – создание холдинговой структуры с управляющей компанией и сохранением операционной независимости “Новошипа” и “Совкомфлота”.

В “Совкомфлоте” рады перспективе объединения. “Сегодня надо думать не о конкуренции внутри страны, а о конкуренции на мировом рынке шиппинга, где наши компании находятся в третьей десятке”, – возмущается топ-менеджер “Совкомфлота”. Но Тагир Измайлов считает, что объединение не даст искомого эффекта.

Указание президента – показатель того, что работа над сделкой пойдет быстрее. Скорее всего, в ближайшее время может последовать решение об объединении пароходств, считает аналитик “Ренессанс Капитала” Виктор Цховребов. “Государству нет смысла управлять двумя крупными пароходствами, их нужно либо объединить, либо продать”, – говорит аналитик “ЦентрИнвеста” Михаил Ганелин. “Аналог “Газпрома” на морских перевозках – отличная идея, – добавляет совладелец Московского речного пароходства Роман Троценко. – С такой компанией мы сможем влиять на мировые цены и серьезно потеснить в экспортных поставках зарубежных перевозчиков”.