Тонкие и легкие


В минувшем году продажи ноутбуков в России увеличились, по данным исследовательской компании IDC, на 184% до 650 000 штук. Гендиректор аналитической компании ITResearch Юрий Бонкарев считает, что в 2004 г. россияне приобрели 580 000 мобильных ПК, потратив на них $814 млн. В этом году, по его оценкам, продажи могут достигнуть 1 млн штук. С этим прогнозом согласны в аналитическом агентстве Dataquest. “Ноутбуки – один из наиболее быстро растущих сегментов компьютерного рынка, значительно опережающий рост отрасли в целом”, – констатирует глава российского представительства Dell Computer Александр Чуб.

Экономия неуместна?

В сознании рядового покупателя ноутбук все более прочно занимает место рядом с телевизорами, аудиоцентрами и прочей домашней электроникой. “Крупные сети уже могут сравняться по объемам продаж с рынками типа “Горбушки”, поскольку разница в цене падает, а сервис в крупных сетях лучше и есть другие приятные вещи – кредитование, спецакции, большая защищенность и т. д.”, – считает руководитель отдела по работе с партнерами российского представительства Fujitsu-Siemens Computers Владимир Орлов.

Более 70% мобильных ПК в Москве и Петербурге сейчас продаются в крупных сетях бытовой электроники и специализированных магазинах, добавляет коммерческий директор представительства Acer по работе с партнерами Григорий Низовский. С этим готов поспорить руководитель отдела по продажам мобильных систем российского представительства IBM Денис Решин. “В магазинах будущий покупатель лишь начинает изучать рынок, сама же покупка зачастую случается через Интернет или на рынке, где товар традиционно дешевле”, – полагает он.

Впрочем, российский покупатель уже не так стремится сэкономить, как раньше, – две трети ноутбуков, проданных в рознице за последний год, пришлось на модели стоимостью $1000–2500, утверждает директор по рекламе и PR холдинга eHouse Валерий Гасратов.

Стоимость ноутбука по-прежнему во многом определяется брэндом, говорит Елена Медведева, руководитель PR-отдела российской компании NCA Group, выпускающей ноутбуки под торговой маркой iRU. По данным IDC, Gartner и ITResearch, в I квартале лидером продаж в России стала тайваньская Acer. Активно продаются, по словам продавцов, также ASUS, iRU, Samsung, HP, Fujitsu-Siemens и Toshiba.

Влияют на стоимость ноутбука и другие функции, неприметные для мира настольных ПК, – например, наличие отсека, который можно использовать для установки дополнительной батареи, жесткого диска или оптического накопителя в режиме “горячей замены”, добавляет Низовский из Acer. Свою роль играют и габариты – чем легче и меньше ноутбук, тем он дороже, отмечает Гасратов.

Первым делом – удобство

Выбирая модель ноутбука, покупатель обычно интересуется прежде всего стандартным набором “компьютерных” характеристик – оперативная память, объем жесткого диска, мощность видеокарты и т. п. Но не стоит забывать, что ноутбук должен быть еще и удобным. Денис Решин из IBM рекомендует обращать внимание на прочность корпуса, эргономику, удобство расположения портов, а также на наличие достаточного количества USB-разъемов для подключения периферийных устройств. В идеале их должно быть не меньше трех.

Две другие важные для ноутбука характеристики – его вес и габариты. Здесь потребители все чаще склоняются к тонким и легким моделям до 3 кг с 14- или 15-дюймовыми дисплеями. Так, по данным iRU, с января по декабрь 2004 г. доля таких ноутбуков возросла с 16% до 37% от всех продаж компании.

Важно и время, в течение которого ноутбук способен работать без подзарядки. “Энергосбережение – наиболее актуальная тема в технологиях, намного актуальнее, чем повышение быстродействия”, – считает Александр Чуб из Dell. Ноутбуки на базе “мобильных” процессоров Centrino и Sonoma стабильно работают от трех до пяти часов. Но скоро, по словам Владимира Орлова из Fujitsu-Siemens, срок автономной работы можно будет увеличить до восьми часов. “Сейчас очень активно разрабатываются новые технологии для элементов питания”, – говорит он.

В последнее время все более распространенным требованием к ноутбуку становится поддержка технологий передачи данных Wi-Fi и Bluetooth. Чипсетом Intel Centrino, позволяющим подключаться к Интернету через Wi-Fi, было оборудовано около 90% всех проданных в 2004 г. ноутбуков IBM ThinkPad, говорит Решин. Другие участники рынка называют более скромные цифры. По оценке Григория Низовского из Acer, в 2004 г. доля платформы Intel Centrino на российском рынке составила порядка 35%. А Валерий Гасратов из eHouse говорит, что на ноутбуки с поддержкой Wi-Fi приходится до 50% всех продаваемых моделей.

Куда большая редкость – встроенный Bluetooth. Обычно покупатели предпочитают ноутбуки с внешним Bluetooth-модулем, который подключается через USB-порт, говорит Елена Медведева из iRU. По ее словам, это увеличивает стоимость ноутбука всего на $15–18, тогда как встроенный Bluetooth приводит к удорожанию минимум на $30.

Нетрадиционные ноутбуки

Впрочем, стандартных требований к ноутбуку не существует – ведь цели покупателя могут быть очень разными, говорит PR-директор сети магазинов “МИР” Елизавета Тотунова. Люди, покупающие ноутбук в качестве второго, “дорожного” компьютера, который придется часто носить с собой, уделяют внимание прежде всего компактности, весу и дизайну. Для них, говорит Владимир Орлов из Fujitsu-Siemens, предназначены ультрапортативные модели вроде Lifebook P7010 и многие модели Sony.

Те же, кто приобретает ноутбук в качестве домашнего ПК, предпочитают производительные модели с мощным процессором, большим объемом оперативной памяти, широкоформатной матрицей с высоким разрешением, отмечает Тотунова. “Иногда автономность ноутбука может быть принесена в жертву производительности”, – подтверждает Григорий Низовский из Acer. Людям, выбирающим ноутбук, он советует прежде всего решить, какой уровень мобильности им требуется.

В будущем одной из главных тенденций, по мнению экспертов, станет кардинальное удешевление ноутбуков, обладающих специальными опциями – такими, например, как наличие Wi-Fi, возможность смотреть и записывать DVD. “В ближайшее время мы ожидаем появления полнофункциональных моделей ноутбуков с розничной ценой до 20 000 руб.”, – говорит Низовский из Acer. Сейчас подобные модели стоят, как правило, не дешевле $1000.

Денис Решин из IBM ожидает появления ноутбуков, обладающих встроенными средствами безопасности и аутентификации с упрощенным интерфейсом. Также на подходе ноутбуки с сенсорными экранами, говорит он. Другой новинкой могут стать модели с аккумуляторами, заправляющимися жидким топливом, а не заряжающимися от сети, говорит Валерий Гасратов из eHouse.