Увидимся в Афинах


“Евровидение” – самая большая загадка европейской поп-культуры. Ежегодно этот конкурс собирает у телевизоров сотни миллионов европейцев, немалую часть которых составляют россияне. В течение нескольких часов они отсматривают все худшее, что может представить поп-музыка стран-участниц: на этот конкурс едут самые бездарные, самые бесперспективные молодые артисты и их наиболее “отработанные” коллеги в возрасте. После выступлений начинается самое интересное – телезрители с замиранием сердца отслеживают странный процесс: одни страны ставят оценки другим. Результаты, как правило, оказываются продиктованы либо соседскими чувствами, либо соображениями политической конъюнктуры и не имеют ничего общего с реальными оценками труда артистов. Тем не менее каждый год “Евровидение” занимает телезрителей Европы едва ли не больше, чем чемпионат континента по футболу.

Конкурс, имеющий заслуженную репутацию самого нечувствительного к актуальным музыкальным процессам, в этом году все-таки выявил одно новое веяние в евро-попе – этнические мотивы. Возможно, на наших западных соседей подействовал прошлогодний успех украинки Русланы Лыжичко, который она снискала исполнением поп-номера с гуцульскими фолк-мотивами и в награду привезла конкурс “Евровидение” в свою страну. Барабаны и литавры почти не уносили со сцены – ими пользовались не только музыканты Балкан, но даже и британские артисты. Вплетение в свои композиции этнической нитки, очевидно, позволило некоторым участникам убить сразу двух зайцев – дало возможность разбавить стандартизованный еврозвук запоминающимися элементами и немного обезоружить политкорректных соперников: мол, вы нас засудили, потому что вам не нравятся наши народные мелодии. Уже после объявления результатов конкурса некоторые российские эксперты высказали мысль, что одним из решающих факторов победы гречанки стало четкое исполнение народного танца в заключительной части ее шоу.

Отдельной строки в данном случае заслуживает Молдавия. Соседка страны-хозяйки выставила вовсе не заштатную группу. Zdob Si Zdub – коллектив, выковавший свою популярность в России и знаменитый на всем балканском полуострове. Ныне он заведомо принадлежит к принципиально другой весовой категории, чем артисты “Евровидения”. Если бы оценки ставили за музыку, то молдавская группа победила бы с сокрушительным отрывом, а не довольствовалась бы местом в призовой пятерке.

А вот поражение России выглядит вполне закономерным: “Первый канал” с упорством, достойным лучшего применения, в последние годы посылает на конкурс артистов, которые умудряются выглядеть бледно даже при “сравнении бесконечно малых”, которое представляет собой “Евровидение”. К чести Натальи Подольской, она не совершила ни одной из тех ошибок, которые допускали ее предшественники, – ее выступление выглядело отнюдь не чудовищно. Настоящий автор этого провала – вовсе не она. Просто первая кнопка не потрудилась сочинить для своей протеже ни запоминающейся мелодии, ни внятного имиджа, ни толковой постановки ее номера; композитор Виктор Дробыш будто нарочно отправил Подольскую в Киев с крайне стандартной песней, сделанной в худших традициях “Евровидения” прошлых лет. Ведущий телеканал нашей страны, видимо, рассматривает “Евровидение” как дешевую рекламную платформу собственной фабрики эстрадных марионеток и не слишком жаждет привезти конкурс в Москву. Но нельзя отрицать и тенденцию возрастания политической изоляции: даже исторические доброжелатели России – Болгария и Сербия – не дали нашей стране ни одного очка, а высокие баллы нам выставили лишь братская Белоруссия и пожелавшая подсластить пилюлю политической вражды Латвия.