ВЕКТОР


Долгий путь

На прошлой неделе Банк России отозвал лицензию у очередного стахановца по обналичке. Банк проектного кредитования (БПК) с января по апрель выдал через кассу более 8 млрд руб. при капитале 18 млн руб. и валюте баланса 51 млн руб. До этого кэш на-гора выдавали другие банки. С марта по октябрь прошлого года “Родник” при капитале 20 млн руб. умудрился обналичить 75 млрд руб., в сентябре обогнав по этому показателю сам Сбербанк. Еще один малоизвестный банк с капиталом 60 млн руб. выдал 8 млрд руб. наличных благотворительному фонду, учрежденному одним-единственным гражданином.

Первый зампред ЦБ Андрей Козлов признавал, что стоит регулятору закрыть один банк за ударную обналичку, как этот бизнес перекочевывает в другой. Но ЦБ хватит настойчивости, уверял он.

В таком случае ЦБ следует запастись терпением. Ведь при сегодняшних ценах на услуги по обналичиванию (около 1,5%) только в этом году БПК получил порядка 120 млн руб., что с лихвой перекрывает его капитал, даже если он и не был фиктивным. А значит, покупка банковской лицензии оправдывает инвестиции. И такая ситуация будет сохраняться до тех пор, пока из 1200 российских банков на рынке не останутся те, для владельцев которых подобная игра не будет стоить свеч.

Пива нет

“Ренова” может в ближайшее время продать крупный пивоваренный завод “Иркутскпищепром” одному из пивоваренных холдингов (см. статью на стр. Б7). Обычное, казалось бы, дело – инвесткомпания купила актив, затем с прибылью продает его профильному инвестору. Однако случай с “Иркутскпищепромом” весьма примечателен. Осведомленные о ходе переговоров источники рассказывают, что на предприятие претендуют сразу три крупные пивоваренные компании иностранного происхождения – SUN Interbrew, Efes и Heineken. Конечно, Сибирь – важная часть пивного рынка России, и компании, претендующей на работу на нашем рынке в федеральном масштабе, полезно здесь присутствовать. Однако это не объясняет, почему на “Иркутскпищепром” нашлось сразу три претендента. А все дело скорее всего в том, что крупные пивоваренные заводы в стране закончились – подавляющее большинство из них уже раскуплено профильными холдингами. “Степан Разин”, “Очаково”, “Красный Восток”, “Пивоиндустрия Приморья” – вот и все. Между тем потребности в мощностях пивовары еще не удовлетворили. Впрочем, у них остается и другой выход: та же SUN Interbrew, по некоторым данным, рассматривает и возможность строительства в Сибири нового завода. Так что, может быть, пивзаводы скоро станет модно не покупать, а строить.

Пора в тень?

Компьютерные преступники продолжают увеличивать прозрачность российского бизнеса и частной жизни. Несмотря на заверения руководства Центробанка о борьбе с кражей информации, на днях в продаже появились свежие базы банковских проводок ЦБ. Вместе с уже имеющимися на рынке телефонными и паспортными базами данных, информации о зарплате, прописке, имуществе, здоровье и судимостях, это позволяет всем желающим рассмотреть жизнь каждого россиянина и каждой российской компании буквально под микроскопом. Коммерческой и банковской тайны не осталось – въедливому аналитику теперь не составит особого труда нарисовать картину финансовой деятельности той или иной компании. Точнее, той части деятельности, которая ведется по-белому. Победить проблему утечки персональных данных пока не может ни одна страна – в США, например, хакеры похитили данные 455 000 человек из баз LexisNexis и ChoicePoint (см. статью на стр. Б8), сведения о 180 000 клиентов HSBC, а Time Warner потеряла архив с персональной информацией о 600 000 своих нынешних и бывших сотрудников. Удивляться здесь не приходится, поскольку не существует ни одной стопроцентно защищенной от утечки информационной технологии, а хакерское мастерство не стоит на месте. Но не переходить же из-за этого банкам вновь на счеты и бумажные документы. К тому же и такой подход не гарантирует от проблем. Все эти новости могут напугать российский бизнес, не так давно начавший выходить из тени. “Если так будет продолжаться, придется опять вернуться к черному налу и передаче денег чемоданами, а не банковскими проводками, иначе мы абсолютно беззащитны перед конкурентами”, – сетует совладелец одной телекоммуникационной компании. И, к сожалению, немало людей разделяют его настроения.