Отказаться от старых привычек


Главная помеха для обновления Lloyd’s – необычная структура этой организации. Lloyd’s – одно из самых громких имен в сфере финансов, но технически это всего лишь страховой рынок или, другими словами, место для проведения рыночных торгов, на котором действуют 62 синдиката страховщиков. Каждый день около 2000 страховых брокеров – по заданию корпоративных и частных клиентов, а также других страховых компаний – проходят по атриуму торгового зала в футуристическом стальном здании Lloyd’s в поисках синдикатов, готовых взять на себя часть воздушных, морских или промышленных рисков. И синдикаты, и брокеры подчиняются ряду правил, установленных Lloyd’s, но в остальном полностью свободны. Многие из них гордятся тем, что скрепляют многомиллионные сделки на комплексное страхование в сфере промышленности, морских и авиаперевозок просто кивком, рукопожатием или максимум нацарапав на пустом бланке страхового полиса обещание доставить готовый документ в неопределенном будущем.

Сотни тысяч клиентов Lloyd’s так никогда и не получают официальных страховых договоров, утверждает Джон Тайнер, гендиректор управления финансовых услуг (Finacial Services Authority), которое регулирует деятельность британских страховых компаний. Многие договоры оформляются с ошибками. В марте руководство Lloyd’s подсчитало, что 78% страховых полисов, подписанных в январе, содержат по меньшей мере одну ошибку, в том числе неверные даты начала действия договора и неточные ссылки на законы, применяемые в случае возникновения споров.

Процесс подачи страховых требований также устарел. Каждое утро по рабочим дням грузовик, заполненный папками со страховыми требованиями, общий вес которых составляет около 3,6 т (столько весит слоненок), отправляется из Лондонского финансового района Сити в часовой путь к центру обработки данных. Там операторы вручную заносят данные из страховых требований в компьютер. “Прежде я никогда не сталкивался с бизнесом, где вы сначала пожимаете руки, а потом уже понимаете, о чем договорились”, – говорит Джо Плумери, ранее работавший в финансовой компании Citigroup, а в 2000 г. занявший пост гендиректора страховой брокерской компании Willis Group.

Возьмем для примера лондонского страхового брокера Кита Чамберса. Каждое утро он запихивает пачку бумаг толщиной с телефонный справочник в свой “счастливый” черный кожаный портфель. Пробираясь по шумному торговому залу, он по 10–15 минут разговаривает со страховщиками, находящимися за полированными деревянными перегородками. С каждым из них он просматривает список морских кораблей, для которых ему нужно получить страховое покрытие. “Сегодня я перестраховал лайнер Queen Mary 2, пару итальянских судов, несколько греческих и швейцарских”, – рассказывает он о проделанной за утро работе и оценивает общую страховую стоимость приблизительно в $16 млн. К концу дня страховщики вписывают свои имена в бланки полисов. “Сейчас все заняты сделками, подробности потом”, – поясняет Чамберс. Например, в бланке на хорватское судно Ebony Point стоит его старая стоимость, которую на следующий день придется исправлять.

Последствия небрежности в работе страховщиков могут быть очень серьезными. Американский магнат Ларри Сильверстайн, владеющий недвижимостью в Нью-Йорке, обратился в суд с целью получить две страховые выплаты за пострадавшие от атаки террористов здания Всемирного торгового центра. В июле 2001 г. ему удалось договориться с большой группой страховых компаний о страховании зданий Всемирного торгового центра на сумму $3,5 млрд. Но в сентябре 2001 г., когда две башни центра были разрушены в результате террористического акта, на руках у Сильверстайна оказались лишь многочисленные черновики договоров. Поскольку подробности оговорены не были, возник спор, имеет ли место один или два страховых случая. В прошлом году один федеральный суд вынес решение в пользу примерно десятка страховых компаний, заявивших, что по подписанному ими страховому договору они должны сделать только одну выплату. А другой суд постановил, что другие страховые компании, на долю которых приходилось около $1,1 млрд из $3,5 млрд, должны сделать две выплаты. Решения судов находятся на апелляции.

Многочисленные ошибки, высокая стоимость и неопределенность, создаваемые устаревшими методами работы, ставят под угрозу лидирующее положение Lloyd’s даже несмотря на то, что его финансовые показатели в прошлом году улучшились. Но за последние 15 лет страховой рынок по меньшей мере дважды был близок к краху. Регулирующие органы, страховые компании и держатели страховых полисов начинают задавать вопросы о затратах на ведение бизнеса в Lloyd’s.

Конкурирующие страховые компании, зарегистрированные на Бермудских островах, уже пытаются сыграть на слабых сторонах Lloyd’s. Они стремятся переманить у Lloyd’s крупных корпоративных клиентов и акцентируют внимание на оперативности оформления страховых полисов. “Миру нужен наш опыт, а не наши затраты или наши сложности, – признает генеральный директор Lloyd’s Ник Приттиджон. – И, если мы не разберемся с нашими проблемами, мир будет страховать свои риски где-нибудь еще”.

В декабре прошлого года Тайнер предупреждал, что, если лондонские страховые компании не исправятся и не начнут вовремя доставлять письменные договоры, Lloyd’s будет вынужден принять меры. В конце апреля 2005 г. комитет, созданный Lloyd’s и рядом лондонских страховых компаний, разработал план реформ, рассчитанный на два года. Однако попытки модернизировать институт страхования с 314-летней историей пока дают слабые результаты: в итоге начатой Lloyd’s в 2002 г. программы по компьютеризации процесса подачи страховых требований к концу 2005 г. всего 10% полисов будут обрабатываться без участия операторов и машинисток. (WSJ, 16.05.2005, Ирина Окунькова)